Рассказ Ф А Абрамова «О чем плачут лошади» Эстетические нравственные экологические проблемы - сочинение

1.	Взаимоотношения человека и природы на примере судеб рабочих лошадей.
2.	Нравственные проблемы в рассказе.
3.	Проблемы взаимопонимания.
В рассказе «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов показывает не просто тяжелую жизнь конкретных лошадей — автор размышляет о человеческом отношении к природе: «Самые сложные, самые противоречивые чувства вызывали у меня эти лошади.
Они волновали, радовали мое крестьянское сердце...
Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними».
Почему же герой рассказа чувствует вину перед лошадьми? Да потому, что жизнь этих молчаливых тружеников никак нельзя назвать счастливой и сытой, пьяный конюх не часто навещает своих питомцев: «...вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус..:».
Лошадь по кличке Рыжуха рассказывает человеку о своем знакомстве с другой лошадью. Та спела ей песни о былых временах, когда лошадям жилось совсем по-другому: их холили и лелеяли и лучший кусок отдавали коню. Но на родном пастбище Рыжуху подняли на смех, и лошадь плачет, наверное, не столько даже от обиды, сколько от горя, что, может, и правда, не было таких времен.



«Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью жили и дышали...» - уверяет лошадь. Но почему прежде люди заботились о конях, а теперь все изменилось в худшую сторону? Да потому, что раньше у каждой лошади был свой хозяин, который понимал: его благосостояние, судьба его и его семьи целиком зависит от коня. Потому и символом счастья считалась конская подкова: «Все — конь, все — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...» И для самого героя рассказа лошадь — это член семьи. Он вспоминает старого коня Карько почти с таким же чувством, как оплакивали люди своих родных, не вернувшихся с войны: «Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по не вернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько». И здесь мы сталкиваемся с одной из проблем, особенно актуальных для нашего техногенного общества потребления: проблемой гуманного отношения к братьям нашим меньшим, к природе, да и к другим людям тоже. Ведь все начинается с малого. Для того кто жесток по отношению к животным, растениям, кто бездумно загрязняет окружающую среду, вряд ли и человеческая жизнь будет большой ценностью. Другой не менее важный вопрос, поставленный автором в рассказе — это вопрос о доверии и открытости в общении. Этого очень часто не хватает людям, особенно при столкновении с серьезными проблемами, затрагивающими внутренние струны их души. Но человек порой стыдится признаться в чем-то очень важном, боится своих мыслей и чувств. Так и герой рассказа Абрамова; он предпочитает фальшивую, наигранную бодрость в разговоре с лошадьми вместо того, чтобы сказать им правду. Может быть, потому, что он и сам чувствует себя таким же, как они, чувствует и боится этого ощущения: «...я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...» В результате этого человек теряет ту дружбу, которая связывала его и лошадь. Он понимает, что «совершил что-то непоправимое, страшное», что «никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор». Страх человека перед правдой, перед собственным бессилием что-то изменить разобщает его и лошадь. Это явление получает все большее распространение: условия нашей жизни отдаляют нас от природы, и одновременно мы сами стремимся во чтобы то ни стало убежать от своих собственных внутренних проблем — от своего «Я», которое иногда уж слишком становится похоже на загнанную, усталую лошадь.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Абрамов > Рассказ Ф А Абрамова «О чем плачут лошади» Эстетические нравственные экологические проблемы