👍Сочинение Анализ «Рассказа о семи повешенных» JI Н Андреева Андреев
Анализ «Рассказа о семи повешенных» JI Н Андреева - сочинение

Шел 1907 год. Это была пора политической реакции после поражения революции 1905 года, когда, как писал В. Г. Короленко, «историческая Россия встречалась с Россией будущей, и обе измеряли друг друга тревожными, пытливыми, ожидающими взглядами». Это было время, когда крестьяне громили помещичьи усадьбы, подданные восставали против господ, революционеры устраивали покушения на государственных чиновников.
В ответ на это правительство учредило военно-полевые суды, которые, как правило, приговаривали подсудимых к смертной казни через повешение (позднее эти казни были названы «столыпинскими галстуками»). Гражданских лиц судили по законам военного времени, не предоставляя им защитников. Но и это не успокоило взволнованный народ. Люди снова грабили, уничтожали, убивали.
К 1907 году в каждом городе России была построена виселица. Каждый день газеты сообщали о количестве вынесенных смертных приговоров и о количестве повешенных за один день. И все это происходило в России, «в той России, где народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни», как писал Лев Толстой. В течение нескольких лет люди жили в страхе, боялись сделать или сказать что-нибудь не так, чтобы не попасть на виселицу.
Тема смертной казни была самым трагическим вопросом для русского общества. Писатели не могли обойти стороной этот вопрос, поэтому выступили с произведениями, в которых протестовали против исполнения смертных приговоров. Л. Н. Толстой в 1908 году написал статью «Не могу молчать!», В. Г. Короленко опубликовал очерк «Бытовое явление», а Леонид Андреев закончил в 1908 году «Рассказ о семи повешенных», который посвятил Льву Толстому, активному противнику смертной казни и насилия над человеком вообще.
В основу этого произведения легла газетная публикация о пятерых террористах, которых повесили в конце зимы 1908 года. Персонажи рассказа — это не только революционеры Вернер,
Муся, Таня Ковальчук, Василий Каширин, Сергей Головин, но и простые люди, которые воплощают природное начало. Это Янсон и Цыганок. Андреев рисует героев различного социального уровня, но каждый из них занимает в рассказе особое место, у каждого свой характер и свое отношение к смерти.
«Рассказ о семи повешенных» — это не просто история о людях, приговоренных к виселице. Это подробный анализ их самосознания перед лицом смерти. Каждый из них думает о неминуемом конце по-своему. Мужественные Вернер и Муся выносят эту психологическую пытку, а слабые отзываются на все происходящее безумием. Это рассказ о семи повешенных, но к смерти на самом деле приговорен еще один человек — министр. Заговор против него раскрывается, его жизни больше не угрожает опасность. Но мысль о том, что его могли убить, не дает ему покоя. Он приходит к выводу, что страшна не сама смерть, а точное знание того, когда это свершится. Из-за этого с министром ночью случается апоплексический удар.
Рассказ разделен на двенадцать глав, каждая из которых имеет свое название. Название — это та мысль, которая больше всего волнует человека, которая чаще всего повторяется и вокруг которой строится сама глава.
Каждая часть посвящена какому-нибудь человеку или какому-нибудь событию. Характер персонажа у Андреева раскрывается не через поступки, а через его мысли, чувства, переживания. Писатель не дает прямых характеристик, но пользуется сравнениями, чтобы создать образ. Янсон и Цыганок постоянно сопоставляются с животными. Цыганок «как-то по-лошадиному выворачивал белки глаз... и воду пил чуть ли не ведрами, как лошадь, а воздух нюхал, раздувая ноздри». А Янсон сравнивается с легавой собакой.
Революционеры у Андреева наделены чертами революционеров-народников. В их душах горит тот же священный, жертвенный огонь. Муся «была... очень бледна... той особой горячей белизной, когда внутри человека как бы зажжен огромный, сильный огонь».



В рассказе последовательно противопоставляются жизнь и смерть. Контраст реального и ирреального, дня и ночи, света и тьмы становится главным изобразительным приемом. Ночь — олицетворение смерти. Янсон, который раньше ощущал это время суток «просто как темноту», позже начинает понимать ее «таинственную и грозную сущность» и просит, чтобы солнце светило. Днем, при свете огней, министр чувствует себя спокойно, но фонари гаснут, наступает вечер, и все вокруг становится странным и страшным, откуда-то появляются молчаливые тени, «безгласные души безгласных вещей». Символом смерти является и крепость, где обреченные ожидают казни. Эта черная громада противостоит шумной, деятельной жизни города. Природа — олицетворение жизни. Все кульминационные сцены рассказа сопровождаются картинами надвигающейся весны: капель, запах свежего воздуха, пение воробьев на мокрых улицах. Даже на суде террористы смотрят в окно, где виднеется ярко-голубое и беспредельное небо. Это кусочек жизни, источник душевных сил. Но суд заканчивается вечером, когда небо «замутилось, посерело, вдруг стало холодным и зимним». День — это символ жизни. Свет делает фантазию осязаемой. Финал «Рассказа о семи повешенных» — решающее столкновение жизни и смерти. Приговоренных к смерти везут на виселицу ночью, но сама казнь совершается в тот момент, когда над морем всходит солнце, когда природа оживает. Контраст света и тьмы Андреев использует для усиления психологического напряжения. Это ассоциируется с «Легендой о великом инквизиторе» Достоевского и картиной Ге «Что есть истина?», где добро противостоит злу. Для усиления напряжения, для нагнетания атмосферы Андреев использует и другой прием. Автор как бы нанизывает отрывочные впечатления или фразы, связывая их друг с другом союзом «и». «И все толкают его на середину. И не за что спрятаться. И дверь заперта. И светло... Наткнулся на что-то и упал лицом вниз, и тут почувствовал, что она его хватает. И... завопил от ужаса. И когда его... подняли с пола и посадили... и вылили воды на голову, Янсон все еще не решался открыть... глаз». Все это создает картину безнадежности, безысходности. Так автор заставляет читателя пережить все муки вместе с каждым героем, почувствовать их боль. Для достижения наибольшего эмоционального воздействия Андреев часто использует повторы: «День был такой обыкновенный, так обыкновенно светило... небо, так обыкновенно звучали... шаги и чей-то деловой разговор, так обыкновенно... пахли щи». Или: «Да ведь это же кукла. Кукла матери. А вот... кукла солдата, а... дома кукла отца, а вот это — кукла Василия Каширина». В самом начале рассказа автор как бы констатирует факты, и предложения носят информативный характер. Но потом, когда повествование касается мыслей людей, тайны жизни и смерти, на первый рлан выходят абстрактные явления: оживает время, медленно ползут часы, тени «хватают, ведут, вешают, дергают за ноги, обрезают веревку, кладут, везут и закапывают». Фантастическое становится реальным. Все эти приемы Андреев использует, чтобы показать «безумие и ужас» смертной казни. Он считает, что нет ничего страшнее этой «кощунственной попытки нарушить законы бытия», при которой «человек ставится в положение, когда он должен мыслить немыслимое», потому что «это покушение на разум всего человечества, он поднимает руку на самого себя, он уничтожает самый смысл человеческого существования». Думаю, что Андрееву вполне удалось задуманное. Горький назвал «Рассказ о семи повешенных» произведением, которое «в достаточной мере отразило волнения эпохи». Это сближает статью Л. Толстого «Не могу молчать!» с рассказом Андреева. И надо полагать, что именно такие произведения изменили сложившуюся к 1908 году ситуацию в стране к лучшему.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Андреев > Анализ «Рассказа о семи повешенных» JI Н Андреева