Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л Толстого «Анна Каренина» - сочинение

Цель: помочь ученикам осознать проблематику произведения и ее художественное воплощение; развивать навыки выделения главного в постановке и решении автором проблем; высказывание собственной мысли о прочитанном; умение анализировать большое эпическое произведение; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Коренным образом изменилось и время, и люди с того времени, как был написан Л. Толстым роман «Анна Каренина». Проблемы также стали другими, иногда даже диаметрально противоположными. Но остались любовь, семья, поиски человеком смысла бытия, своего пути в жизни. Насколько близкой является нам проблематика произведения и ее художественное воплощение – поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Составление «сюжетной цепочки» романа Л. Толстого «Анна Каренина».

Ожидаемые ответы.

Разлад, конфликт в доме Облонских. Левин получает отказ Кити. Анна теряет покой. Вронский уходит из Москвы и встречает Анну на заметенной снегом станции -> Левин сидит в своем имении в одиночестве. Кити странствует курортными городками Германии. Вронский и Анна вместе. Вронский проиграет на конных скачках. Анна переживает за него и, не имея сил скрыть свои чувства, сознается мужу в измене -> Анна остается в доме Каренина, ждет ребенка. Вронский служит в полку. Левин живет в Покровском. Все опутаны «паутиной вранья» -> Анна рожает девочку, тяжело болеет. Левин признается Кити -> Каренина едет с Вронским в Италию. Левин вступает в брак с Кити и везет ее в Покровское. Каренин отдался на волю тех, кто опекается его делами -> жизнь семьи Левина в селе. Вронский с Анной и дочерью тоже едут в село. Дом Облонского в селе разрушается -> у Левина рождается сын; Анна, которую не принимают в свете, не находя смысла жизни, под влиянием ревности накладывает на себя руки -> раздумья Левина, его поиски «положительной программы».

2. Определение основных элементов сюжета романа Л. Толстого «Анна Каренина».

Ожидаемые ответы.

• Из элементов сюжета мы определяем: экспозицию (знакомство с героями); завязки первой сюжетной линии (знакомство Анны и Вронского на вокзале); завязки второй сюжетной линии (отказ Левину со стороны Кити); развитие действия; несколько кульминационных моментов (падение Вронского с коня и поражение его на соревнованиях; признание Анны мужу; рождение ребенка и болезнь Анны; встреча Анны с сыном; объяснение Левина); развязку первой сюжетной линии (смерть Анны).

• Из позасюжетных элементов имеющиеся портреты героев, пейзажи и разные виды описания (интерьер, описание сна и др.).

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Л. Толстой писал, что свою задачу как художника он видит «не в том, чтобы беспрекословно разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесконечных проявлениях, которые никогда не исчерпываются».

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

• Определите проблематику романа «Анна Каренина».

Ожидаемые ответы

• Семья, брак (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой); поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи между собой, каждая несчастливая семья несчастна по-своему»).

• Любовь.

• Взаимоотношения родителей и детей (право женщины/мужчины на жизнь по порывам собственной души или обязанность перед членами своей семьи, прежде всего детьми — судьба Сергея Каренина и маленькой Ани).

Место человека в обществе.

Смысл бытия.

Жизнь и смерть.

Обязанность и ответственность.

3. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

Учитель. Основным художественным принципом воплощения проблематики романа «Анна Каренина» является художественный параллелизм. Докажите этот тезис на примере первой указанной проблемы - проблемы семьи и брака, сделайте выводы.

Семья Анныи Алексея Каренины: построена из расчета, без любви. Муж старшена 20 лет. Семья Анныи Вронского: построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе, осуждается. Становится бременем для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.

Семья Облонских: Стива постоянно предает, Долли вынуждена мириться

Семья Левина и Кити: основывается на любви и верности друг другу, близкие взгляды на семейную жизнь.

Выводы. И Каренин, и Анна были сиротами, не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены сызмала, и это не оказывало содействие созданию крепких собственных семей. Большое значение имело также развитое или не сильно развитое чувство обязанности и много других факторов.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Беседа.

Вставьте в высказывание Ф. Достоевского пропущенное слово из предложенных и прокомментируйте: «Анна Каренина» - само совершенство как художественное произведение, которое...…....так кстати, и такое, с которым не может ничего...…....в европейских литературах нынешней эпохи». (Слова для справки: а) пропустил, увидеть; б) пошел, достичь; в) появился, сравниться; г) приблизился, улучшить.)

VII. Домашняя задача.

Уметь характеризовать проблематику произведения, анализировать художественные принципы, их воплощение в романе.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Из затронутых в романе Л. Толстого «Анна Каренина» проблем мне больше всего близка...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Анна Каренина > Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л Толстого «Анна Каренина»