Сочинения > Ахматова > «Вещизм» в поэзии А А Ахматовой 2
«Вещизм» в поэзии А А Ахматовой 2 - сочинение


«Вещизм» в поэзии А. А. Ахматовой 2
Петербург в поэзии Ахматовой
СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ А. А. АХМАТОВОЙ



1.	Анна Ахматова и акмеисты.
2.	Предметность, «вещизм» поэзии Ахматовой.
3.	Чувства героини и их выражение через предметы.
Анна Андреевна Ахматова начала свой творческий путь в 1912 году, вместе с поэтическим течением акмеизм, сменившим угасающий символизм. К акмеистам причисляли себя
С.	Городецкий, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» образован от греческого «акмэ» - «высшая степень чего-либо, расцвет, цветущая пора».
В 1911-1913-х годах происходит становление акмеизма. С мироощущением символизма и принципиальным антиутопизмом, акмеисты возвращают поэзию к реальности. «Цех  
поэтов», созданный Н. Гумилевым, работает над тем, как освободить поэзию от сложных образов символизма, его порывов к идеалу. Они принимают жизнь и действительность такими, какие они есть, не стремясь их изменить. Ахматова стала секретарем в «Цехе поэтов» и последовательницей нового течения.
Ранняя лирика Ахматовой отличается чертами, исходящими из принципов акмеизма. Каждому слову возвращается его точное значение, легкость и емкость. Она пишет о реальном мире, а не об «идеальном». Ахматова быстро формирует свой стиль, уже с первого сборника 1912 года «Вечер» ей и ее знаменитой «ахматовской строфе» пытаются подражать. В сборнике «Четки», выпущенном в 1914 году, увеличивается психологизм лирики Ахматовой, она легко и живо показывает психологическое напряжение каждой ситуации в стихах. Не зря К. Чуковский сравнивает ее поэзию с новеллами Мопассана. Ахматова, по ее словам, «научила женщин говорить»: еще никто не писал о женской любви и страданиях женщины так, как она. Ее лирике свойствены четкость и точные образы. Одна из главных черт лирики Ахматовой и всего акмеизма в целом - «вещизм», символика вещей.
Ахматова постоянно обыгрывает предметность, каждая вещь, упомянутая в ее стихах, находится на виду. Сначала может показаться, что вещи в стихотворении лишние, занимают слишком много читательского внимания. Но ни один предмет в лирике Ахматовой не выделяется случайно: они выбраны автором как средство характеристики внутреннего состояния лирической героини.
Ее лирика лаконична и интимна. Душевное напряжение героини, ее волнения, переживания, противоречивые чувства выражены в описании предметов. Героиня не комментирует свои чувства, они понятны. Анна Андреевна пишет о душевном напряжении героини с разговорными интонациями, создавая в своих стихах ощущение камерности. Стихи эти до такой степени выразительны и предметны, что точные образы вещей сразу бросаются в глаза и запоминаются читателю. Перчатка, надетую на правую руку вместо левой, позеленевший медный рукомойник, забытые на столе хлыстик и перчатка, темная вуаль, кольцо на «пальце безымянном» — их запомнил каждый. По словам Л. Гинзбург, для творчества Ахматовой 1910-1930-х годов характерна «предметность, слово, не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. Вещь в стихе остается вещью, конкретностью, но получает обобщенный, расширенный смысл».
Оконный луч кажется героине утешеньем, на которое надо молиться. А позеленевший рукомойник говорит о том, что героиня вся ушла в переживания так, что и не заметила, когда он позеленел.
Молюсь оконному лучу - Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
В «Песне последней встречи» лирическая героиня говорит о потерянном для нее навсегда. Она обманута и хочет умереть, потому что только что рассталась с любимым. Уходя из его дома, она путает перчатки, ступеньки от дома милого кажутся ей бесчисленными, в шелесте деревьев ей мерещится просьба умереть с ними:
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.



     
     



Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!..
Происшедшее только что расставание для нее кажется немыслимым, она понемногу приходит в себя и рассказывает о последней встрече.
В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью...» читатель сразу замечает печаль героини. Темная вуаль — это и траур по любви, руки героини молитвенно сжаты, сама вуаль, может быть, скрывает слезы женщины. Героиня так напряжена, что вопрос о бледности толкает ее на исповедь. Не дорожа чувствами, она напоила любимого «терпкой печалью», и он уходит.
Как забуду ? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».
И тут любимый наносит удар раскаявшейся героине, с одной стороны, как бы проявляя заботу о ней, а с другой — проигнорировав ее слова:
Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
Обращаясь к утраченному навсегда «мальчику странному», героиня сравнивает обручальное кольцо с осой, ужалившей ее. И этим все сказано, мы видим только это кольцо и уже знаем отношение героини к этому замужеству, которое она называет схождением с ума:
Уколола палец безымянный Мне звенящая оса.
Я ее тихонечко прижала,
И, казалось, умерла она,
Но конец отравленного жала Был острей веретена.
О тебе ли я заплачу, странном,
Улыбнется ль мне твое лицо ?
Посмотри! На пальце безымянном Так красиво гладкое кольцо.
Александр Блок видел в стихах Ахматовой сильно выраженный реализм, он выражается в точных нюансах любовных отношений героев. А точное описание интерьера, «вещизм», достоверность любой детали быта, углубляет содержание стихотворения, поэтому реализм здесь не случаен. По этому поводу Евгений Рейн сказал: «Это были такие таинственные знаки предметного мира, которые как бы имели свой аналог в мире небесном. Когда Ахматова пишет, что медь на умывальнике позеленела, как это было в античной Греции, положим, — такого рода вещизм, который не целиком помещается в предметах, но является оттиском образа, — вот это есть наивысшее достижение поэзии».


Похожие сочинения


«Вещизм» в поэзии А. А. Ахматовой 2
Петербург в поэзии Ахматовой
СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ А. А. АХМАТОВОЙ

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее