Сочинения > Ахматова > «Вещизм» в поэзии А А Ахматовой 2
«Вещизм» в поэзии А А Ахматовой 2 - сочинение


«Вещизм» в поэзии А. А. Ахматовой 2
Петербург в поэзии Ахматовой
СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ А. А. АХМАТОВОЙ



1. Анна Ахматова и акмеисты. 2. Предметность, «вещизм» поэзии Ахматовой. 3. Чувства героини и их выражение через предметы. Анна Андреевна Ахматова начала свой творческий путь в 1912 году, вместе с поэтическим течением акмеизм, сменившим угасающий символизм. К акмеистам причисляли себя С. Городецкий, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» образован от греческого «акмэ» - «высшая степень чего-либо, расцвет, цветущая пора». В 1911-1913-х годах происходит становление акмеизма. С мироощущением символизма и принципиальным антиутопизмом, акмеисты возвращают поэзию к реальности. «Цех поэтов», созданный Н. Гумилевым, работает над тем, как освободить поэзию от сложных образов символизма, его порывов к идеалу. Они принимают жизнь и действительность такими, какие они есть, не стремясь их изменить. Ахматова стала секретарем в «Цехе поэтов» и последовательницей нового течения. Ранняя лирика Ахматовой отличается чертами, исходящими из принципов акмеизма. Каждому слову возвращается его точное значение, легкость и емкость. Она пишет о реальном мире, а не об «идеальном». Ахматова быстро формирует свой стиль, уже с первого сборника 1912 года «Вечер» ей и ее знаменитой «ахматовской строфе» пытаются подражать. В сборнике «Четки», выпущенном в 1914 году, увеличивается психологизм лирики Ахматовой, она легко и живо показывает психологическое напряжение каждой ситуации в стихах. Не зря К. Чуковский сравнивает ее поэзию с новеллами Мопассана. Ахматова, по ее словам, «научила женщин говорить»: еще никто не писал о женской любви и страданиях женщины так, как она. Ее лирике свойствены четкость и точные образы. Одна из главных черт лирики Ахматовой и всего акмеизма в целом - «вещизм», символика вещей. Ахматова постоянно обыгрывает предметность, каждая вещь, упомянутая в ее стихах, находится на виду. Сначала может показаться, что вещи в стихотворении лишние, занимают слишком много читательского внимания. Но ни один предмет в лирике Ахматовой не выделяется случайно: они выбраны автором как средство характеристики внутреннего состояния лирической героини. Ее лирика лаконична и интимна. Душевное напряжение героини, ее волнения, переживания, противоречивые чувства выражены в описании предметов. Героиня не комментирует свои чувства, они понятны. Анна Андреевна пишет о душевном напряжении героини с разговорными интонациями, создавая в своих стихах ощущение камерности. Стихи эти до такой степени выразительны и предметны, что точные образы вещей сразу бросаются в глаза и запоминаются читателю. Перчатка, надетую на правую руку вместо левой, позеленевший медный рукомойник, забытые на столе хлыстик и перчатка, темная вуаль, кольцо на «пальце безымянном» — их запомнил каждый. По словам Л. Гинзбург, для творчества Ахматовой 1910-1930-х годов характерна «предметность, слово, не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. Вещь в стихе остается вещью, конкретностью, но получает обобщенный, расширенный смысл». Оконный луч кажется героине утешеньем, на которое надо молиться. А позеленевший рукомойник говорит о том, что героиня вся ушла в переживания так, что и не заметила, когда он позеленел. Молюсь оконному лучу - Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце - пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. В «Песне последней встречи» лирическая героиня говорит о потерянном для нее навсегда. Она обманута и хочет умереть, потому что только что рассталась с любимым. Уходя из его дома, она путает перчатки, ступеньки от дома милого кажутся ей бесчисленными, в шелесте деревьев ей мерещится просьба умереть с ними: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.  Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три!.. Происшедшее только что расставание для нее кажется немыслимым, она понемногу приходит в себя и рассказывает о последней встрече. В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью...» читатель сразу замечает печаль героини. Темная вуаль — это и траур по любви, руки героини молитвенно сжаты, сама вуаль, может быть, скрывает слезы женщины. Героиня так напряжена, что вопрос о бледности толкает ее на исповедь. Не дорожа чувствами, она напоила любимого «терпкой печалью», и он уходит. Как забуду ? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». И тут любимый наносит удар раскаявшейся героине, с одной стороны, как бы проявляя заботу о ней, а с другой — проигнорировав ее слова: Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». Обращаясь к утраченному навсегда «мальчику странному», героиня сравнивает обручальное кольцо с осой, ужалившей ее. И этим все сказано, мы видим только это кольцо и уже знаем отношение героини к этому замужеству, которое она называет схождением с ума: Уколола палец безымянный Мне звенящая оса. Я ее тихонечко прижала, И, казалось, умерла она, Но конец отравленного жала Был острей веретена. О тебе ли я заплачу, странном, Улыбнется ль мне твое лицо ? Посмотри! На пальце безымянном Так красиво гладкое кольцо. Александр Блок видел в стихах Ахматовой сильно выраженный реализм, он выражается в точных нюансах любовных отношений героев. А точное описание интерьера, «вещизм», достоверность любой детали быта, углубляет содержание стихотворения, поэтому реализм здесь не случаен. По этому поводу Евгений Рейн сказал: «Это были такие таинственные знаки предметного мира, которые как бы имели свой аналог в мире небесном. Когда Ахматова пишет, что медь на умывальнике позеленела, как это было в античной Греции, положим, — такого рода вещизм, который не целиком помещается в предметах, но является оттиском образа, — вот это есть наивысшее достижение поэзии».

Похожие сочинения


«Вещизм» в поэзии А. А. Ахматовой 2
Петербург в поэзии Ахматовой
СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ А. А. АХМАТОВОЙ

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее