Анна Ахматова — поэт Серебряного века - сочинение

Серебряный век — это потрясающее явление в русской литературе. Вдруг миру явилось невероятное множество поэтов. И все талантливы! Все оригинальны! Все многогранны! Поэтому ту эпоху вполне заслуженно назвали Серебряным веком. Тогда среди поэтов существовало несколько течений: акмеизм, футуризм, символизм.
Анна Ахматова принадлежала к кружку акмеистов, который объединял двадцать шесть поэтов. Акмеизм в то время был новым, едва зародившимся литературным направлением. Название свое течение получило от греческого слова «акме», что означает «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». Они все действительно были «цветом» русской поэзии. Акмеисты придавали огромное значение слову, его форме. При этом, в отличие от символистов, стремились к его простоте и ясности. Мы как раз наблюдаем это на примере стройных, образных и лаконичных ахматовских стихотворений.
Ахматова заявила о себе как об истинном поэте уже в 1912 году с выходом сборника «Вечер». В основном стихи того периода посвящены любви, что так неудивительно: ведь ей было чуть больше двадцати лет. Но она не кажется в этих стихах ни юной, ни наивной, ни изнеженной, ни хрупкой. Напротив, мы видим сильную, мудрую женщину. Да и сама ее поэзия по сути своей мужская, жесткая: 
Задыхаясь, я крикнула «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
Здесь, в этих строках, столько же боли, сколько внутренней силы, владения собой.
Но вернемся к теме «Анна Ахматова — поэт Серебряного века. Ей довелось жить в тяжелую эпоху, на переломе, на стыке двух времен. В эти жуткие времена ее Родину, Россию, терзали, жгли, разрывали на части. Ахматова не могла молчать об этом. Вся тоталитарная эпоха, все смутное время, все душевные терзания поэта отразились, как в зеркале, в стихах. Не могли не найти в ее душе отклика те события, которые не оставили равнодушным в стороне ни одного человека. Спустя много лет после революции Ахматова писала:
Словно в зеркале страшной ночи,
И беснуется, и не хочет Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной Приближается не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.
Да, она слышала «поступь времени», и это определило ее творческую судьбу. Самыми страшными годами в ее жизни были те годы, когда расстреляли мужа, арестовали ее сына. Поэтому так правдиво и так трагично звучит «Реквием» — ее самое серьезное, самое значительное произведение:
... в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных «марусь»,
Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь.
Смятая режимом, но не сломанная им, Ахматова продолжает любить свою «печальную родину». Она остается верна ей. И в этом повторяет судьбу всех поэтов Серебряного века. Почти все (или все?) они были жертвами режима, все пострадали, многие потеряли близких, многие погибли.
Но при этом никто не отрекся от родины. Страдая, они продолжают оставаться детьми России. Они обвиняют не ее, а ту власть, которая правит страной:
Зачем вы отравили воду И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу Вы превращаете в вертеп?
Для поэта свобода — все. Он не может творить, не будучи свободным. А в первой четверти XX века эту свободу пытались у людей отнять. И отняли на долгие годы.
Ахматовой присущ реализм. Она, не отрываясь от земли, от житейской конкретности, постоянно помнит о небесах. Зная, из «какого сора растут стихи», поэт не забывает о божественной природе искусства. Она то и дело во многих стихах и на протяжении долгих лет обращается к своей музе. Иногда Муза для нее подобна родной сестре:



Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и ярок. Иногда — напоминает неприкаянную странницу: Муза ушла по дороге j Осенней, узкой, крутой, И были смуглые ноги Обрызганы крупной росой. Иногда — долгожданное чудо: Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. В дни юности муза являлась к Ахматовой в виде легкой, веселой, светлой богини. В годы народных бедствий — с поникшими крыльями, мрачная, угрюмая. Такой же, помнится, была и муза Некрасова: мрачная и почти свирепая, она не пела, она вопила. Муза Ахматовой лишь постепенно, незаметно становилась другой. Поэтому и стихи такие тревожные: Я не искала прибыли И славы не ждала, Я под крылом у гибели Все тридцать лет жила. Неважно, о чем пишет Ахматова: о любви, о семье, о родине, о друзьях-поэтах, о гибели страны, о войне, о смерти; главное — она всегда честна, спокойна, мудра, мужественна. Она обладает «неукротимой совестью». Что это: дар судьбы или свойства характера, возникшие в результате лишений, бед и смертей? Сама . Ахматова так отвечает на этот вопрос: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу... Именно мудрость и простота делают Ахматову поэтом «на все времена». Без ее поэзии Серебряный век лишился бы самого драгоценного и самого нужного, что в нем есть.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ахматова > Анна Ахматова — поэт Серебряного века