Сочинения > Ахматова > ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А А АХМАТОВОЙ
ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А А АХМАТОВОЙ - сочинение


Лирический мир А. А. Ахматовой
Поэтический мир Анны Ахматовой (по лирике А.А. Ахматовой)
Лирический герой Н. А. Некрасова



Анна Ахматова прожила насыщенную жизнь, полную драматизма и в то же время счастливую. Ее многие считали королевой русской поэзии, поэты признавались ей в любви. Но судьба уготовила ей множество испытаний. Погиб муж — Николай Гумилев, репрессировали сына. Да и сама поэтесса подвергалась гонениям и преследованиям. Но, не смотря ни на что, ее поэзия — это вера в светлое будущее, в торжество добра над злом.
В поэзии Ахматовой соединились поиски акмеизма с традициями русского фольклора, русской и зарубежной классики, мировой культуры. Духовная и творческая эволюция поэтессы — это бесконечный поиск объективного смысла таких общечеловеческих ценностей, как любовь, верность, дружба, милосердие и гуманизм. В лирике Ахматовой присутствуют и образы-символы, и импрессионистские картины, и стихотворения-новеллы, и монологи-исповеди, и классические формы баллады, элегии, сонета. 
В своих первых книгах «Вечер» и «Четки» Ахматова отразила богатый спектр эмоций женской души (стихотворения «Песни последней встречи», «Рыбаку», «Вечера» и другие). Ранняя лирика Ахматовой несет на себе отпечаток любовных мук, разрыва отношений между влюбленными. В стихотворениях такого рода отображена драма героини, которую не могут любить по-настоящему. Причины этой драмы кроются в бездуховности и эгоизме избранника. Стихи-миниатюры были предельно лиричны и внутренне драматичны. В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Любовь у Ахматовой, несмотря на свою драматичность, осмыслена как общечеловеческая ценность, которая может спасти и возвысить человека в этом «страшном мире»:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это любовь!
Новое слово про любовь требовало ярких метафор, книжных обращений, возвышенных интонаций:
Но иным открывается тайна
И почиет на них тишина.
В этих строках говорится о людях, которые открыли в себе великую истину любви.
Лирический мир Ахматовой — не только поэзия любви. Еще в дооктябрьский период проявилась новая тема лирики поэтессы — роль женщины в обществе и семье.
Важнейшей ценностью для Ахматовой всегда оставалась мировая литература. Поэтесса увлекалась творчеством Пушкина. Может быть, под влиянием Пушкина Ахматова выразила свое творческое становление в образе Музы. Скоро Муза Ахматовой вышла за рамки акмеизма. В это время в лирике все чаще слышится мотив гражданского долга поэта. Этот долг поэтесса видит в том, чтобы «лечить слепцов» и провозглашать истину толпе. Ахматова никогда не была равнодушна к судьбе страны. Но по-настоящему Ахматова задумалась о судьбе народа в годы первой мировой войны. Здесь можно выделить такие стихотворения, как «Июль 1914 года», «Майский снег». В антивоенных произведениях звучат мотивы протеста против угнетения и насилия. Ахматова избегала официального патриотизма. Ей были более близки лермонтовские традиции незаметной, но истинной любви, тихой Родины, ее огромных поселений, где жила, работала необъятная крестьянская Россия:
Приду туда, и отлетит томленье,
Мне ранние приятны холода.
Таинственные, темные селенья —
Хранилища бессмертного труда.
В 1917 году Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...».
Это стихотворение — отповедь бросившим Родину. Ахматова уже теперь знала, что главное для нее — это быть вместе с народом на всех его путях и перепутьях.
В тридцатые годы она снова возвращается к фольклору — к народному плачу, причитанию. Ее материнское горе соприкоснулось с бедой многих и многих матерей. В «Реквиеме» она поставила перед собой задачу — создать памятник великому народному горю — всем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, обездоленным и замученным:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Именно в «Реквиеме» появилась знаменитая поэтическая формула: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».



     
     



Великую Отечественную войну Ахматова встретила с гневом и ненавистью:
Вражье знамя Растет, как дым,
Правда за нами,
И мы победим.
В это время Ахматова пишет свою «Поэму без героя», где выносит окончательные приговор маскарадному миру предреволюционных лет. С болью она пишет об уходящей России:
...От того, что сделалось прассом,
Не сраженная смертным страхом И отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие И сжимая уста, Россия В это время шла на восток.
Лирический мир Анны Ахматовой постоянно преображается и никогда не останавливается в своем развитии. И ранняя лирика — лирика любви, и более поздняя — лирика патриотизма и гражданского долга говорят о неустанном творческом поиске поэтессы. Но если в ранних произведениях доминирующей была любовь, то в более поздних, наверное, не любовь захватывает мир, а именно мир с его историческими раскатами и страстями, с его великолепием и жестокостью, с его варварской низменностью и торжествующей над позором высотою духа определяет тональность поэзии.
Пути познания мира, Родины, народа и самого себя бесконечны и разнообразны, и каждый поэт, писатель ищет здесь свою дорогу, свои заповедные тропы. Анна
Ахматова шла к постижению большого мира эпохи, Родины, народа через свою интуицию, потом ко все более осознанному чувству своей принадлежности родной земле. В стихотворении «Родная земля» она придала этому образу широкий философский смысл:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах,
И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею.
Но о чем бы ни писала Ахматова, что бы ни попадало в поле ее зрения, все она мерила своей строгой неусыпной совестью. Сама поэтесса признается:
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей.
Велик и многообразен мир поэзии Ахматовой. Ее лирика, пришедшая в литературу в начале XX века, кажется нам сегодня как бы всегда существовавшей, жившей от века — как русский пейзаж, как блеск луны на невской волне, как белая ночь, похожая на прозрачный сон, как стихи Пушкина и как сама любовь.



Похожие сочинения


Лирический мир А. А. Ахматовой
Поэтический мир Анны Ахматовой (по лирике А.А. Ахматовой)
Лирический герой Н. А. Некрасова

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее