Сочинения > Ахматова > ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А А АХМАТОВОЙ
ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А А АХМАТОВОЙ - сочинение


Лирический мир А. А. Ахматовой
Поэтический мир Анны Ахматовой (по лирике А.А. Ахматовой)
Лирический герой Н. А. Некрасова



Анна Ахматова прожила насыщенную жизнь, полную драматизма и в то же время счастливую. Ее многие считали королевой русской поэзии, поэты признавались ей в любви. Но судьба уготовила ей множество испытаний. Погиб муж — Николай Гумилев, репрессировали сына. Да и сама поэтесса подвергалась гонениям и преследованиям. Но, не смотря ни на что, ее поэзия — это вера в светлое будущее, в торжество добра над злом. В поэзии Ахматовой соединились поиски акмеизма с традициями русского фольклора, русской и зарубежной классики, мировой культуры. Духовная и творческая эволюция поэтессы — это бесконечный поиск объективного смысла таких общечеловеческих ценностей, как любовь, верность, дружба, милосердие и гуманизм. В лирике Ахматовой присутствуют и образы-символы, и импрессионистские картины, и стихотворения-новеллы, и монологи-исповеди, и классические формы баллады, элегии, сонета. В своих первых книгах «Вечер» и «Четки» Ахматова отразила богатый спектр эмоций женской души (стихотворения «Песни последней встречи», «Рыбаку», «Вечера» и другие). Ранняя лирика Ахматовой несет на себе отпечаток любовных мук, разрыва отношений между влюбленными. В стихотворениях такого рода отображена драма героини, которую не могут любить по-настоящему. Причины этой драмы кроются в бездуховности и эгоизме избранника. Стихи-миниатюры были предельно лиричны и внутренне драматичны. В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Любовь у Ахматовой, несмотря на свою драматичность, осмыслена как общечеловеческая ценность, которая может спасти и возвысить человека в этом «страшном мире»: То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это любовь! Новое слово про любовь требовало ярких метафор, книжных обращений, возвышенных интонаций: Но иным открывается тайна И почиет на них тишина. В этих строках говорится о людях, которые открыли в себе великую истину любви. Лирический мир Ахматовой — не только поэзия любви. Еще в дооктябрьский период проявилась новая тема лирики поэтессы — роль женщины в обществе и семье. Важнейшей ценностью для Ахматовой всегда оставалась мировая литература. Поэтесса увлекалась творчеством Пушкина. Может быть, под влиянием Пушкина Ахматова выразила свое творческое становление в образе Музы. Скоро Муза Ахматовой вышла за рамки акмеизма. В это время в лирике все чаще слышится мотив гражданского долга поэта. Этот долг поэтесса видит в том, чтобы «лечить слепцов» и провозглашать истину толпе. Ахматова никогда не была равнодушна к судьбе страны. Но по-настоящему Ахматова задумалась о судьбе народа в годы первой мировой войны. Здесь можно выделить такие стихотворения, как «Июль 1914 года», «Майский снег». В антивоенных произведениях звучат мотивы протеста против угнетения и насилия. Ахматова избегала официального патриотизма. Ей были более близки лермонтовские традиции незаметной, но истинной любви, тихой Родины, ее огромных поселений, где жила, работала необъятная крестьянская Россия: Приду туда, и отлетит томленье, Мне ранние приятны холода. Таинственные, темные селенья — Хранилища бессмертного труда. В 1917 году Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...». Это стихотворение — отповедь бросившим Родину. Ахматова уже теперь знала, что главное для нее — это быть вместе с народом на всех его путях и перепутьях. В тридцатые годы она снова возвращается к фольклору — к народному плачу, причитанию. Ее материнское горе соприкоснулось с бедой многих и многих матерей. В «Реквиеме» она поставила перед собой задачу — создать памятник великому народному горю — всем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, обездоленным и замученным: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. Именно в «Реквиеме» появилась знаменитая поэтическая формула: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».  Великую Отечественную войну Ахматова встретила с гневом и ненавистью: Вражье знамя Растет, как дым, Правда за нами, И мы победим. В это время Ахматова пишет свою «Поэму без героя», где выносит окончательные приговор маскарадному миру предреволюционных лет. С болью она пишет об уходящей России: ...От того, что сделалось прассом, Не сраженная смертным страхом И отмщения зная срок, Опустивши глаза сухие И сжимая уста, Россия В это время шла на восток. Лирический мир Анны Ахматовой постоянно преображается и никогда не останавливается в своем развитии. И ранняя лирика — лирика любви, и более поздняя — лирика патриотизма и гражданского долга говорят о неустанном творческом поиске поэтессы. Но если в ранних произведениях доминирующей была любовь, то в более поздних, наверное, не любовь захватывает мир, а именно мир с его историческими раскатами и страстями, с его великолепием и жестокостью, с его варварской низменностью и торжествующей над позором высотою духа определяет тональность поэзии. Пути познания мира, Родины, народа и самого себя бесконечны и разнообразны, и каждый поэт, писатель ищет здесь свою дорогу, свои заповедные тропы. Анна Ахматова шла к постижению большого мира эпохи, Родины, народа через свою интуицию, потом ко все более осознанному чувству своей принадлежности родной земле. В стихотворении «Родная земля» она придала этому образу широкий философский смысл: Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах, И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею. Но о чем бы ни писала Ахматова, что бы ни попадало в поле ее зрения, все она мерила своей строгой неусыпной совестью. Сама поэтесса признается: Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей. Велик и многообразен мир поэзии Ахматовой. Ее лирика, пришедшая в литературу в начале XX века, кажется нам сегодня как бы всегда существовавшей, жившей от века — как русский пейзаж, как блеск луны на невской волне, как белая ночь, похожая на прозрачный сон, как стихи Пушкина и как сама любовь.

Похожие сочинения


Лирический мир А. А. Ахматовой
Поэтический мир Анны Ахматовой (по лирике А.А. Ахматовой)
Лирический герой Н. А. Некрасова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее