👍Сочинение Лирика позднего периода творчества А А Ахматовой Ахматова
Лирика позднего периода творчества А А Ахматовой - сочинение

1.	Особенность поздней лирики Ахматовой.
2.	Мотивы, звучащие в стихотворениях о войне.
3.	Точность и конкретность детали — главная примета ахматовской лирики.
4.	Новизна почерка поздней Ахматовой.
Особенностью лирики Анны Андреевны Ахматовой принято считать точность в передаче самого «воздуха» времени. И это природное свойство ее таланта, которое на протяжении долгих десятилетий целенаправленно и трудолюбиво отшлифовывалась до уровня того подлинного историзма, который поражает всех читающих и как бы заново открывающих для себя позднюю Ахматову — автора «Поэмы без героя» и многих других стихов, воссоздающих и легко перемежающих различные исторические эпохи.
Многочисленные лирические творения Ахматовой позднего периода, будучи лирикой чувства, все чаще, по сравнению с предыдущей лирикой, стали включать в себя своеобразные стихи-раздумья, философические отрывки, в которых она размышляла о крупнейших проблемах жизни и смерти, об отношениях человека и природы, человека и Вселенной.
События Великой Отечественной войны, страдания народа жили и звучали в сердце поэтессы. В «Поэме без героя» она писала:
От того, что сделалось прахом Обуянная смертным страхом И отмщения зная срок Опустивши глаза сухие И ломая руки, Россия Предо мною шла на восток.
И себе же самой навстречу Непреклонно в грозную сечу Как из зеркала наяву - Ураганом - с Урала с Алтая Долгу верная молодая Шла Россия спасать Москву.
Стихи Ахматовой самого конца войны наполнены радостью и ликованием. Тем не менее Ахматова не была бы сама собой, если бы даже и в эти счастливые дни не помнила о великих жертвах и страданиях принесенных народом во имя свободы Отечества. Некоторые стихи этого периода несут на себе траурную тень огромной и неизбывной скорби. Поэт и в эти упоенные Победой дни не прекращала слышать безутешные вдовьи слезы, материнские стенания и детские плачущие голоса. Это в некоторой степени контрастировало с общим радостным настроением, принятым в поэзии сорок пятого года.
Конечно, трагедийная нота Ахматовой не была присуща лишь ей одной. Так, Александр Твардовский одним из первых почувствовал известную ограниченность в поэзии сорок пятого года. Он в поэме «Василий Теркин» нарисовал образ солдата-сироты, который, сидя на краю сухой канавы, на виду у проходящих на Берлин колонн скорбит о своем превращенном в развалины доме, о погибших сыне и жене. Эту же ноту горести мы слышим в стихах Ахматовой. Она писала в стихотворении «Памяти друга»:
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна, 
Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
На мой взгляд, это одно из самых прекрасных в своей мудрости стихов о нашей Победе. Разве образ Победы-Вдовы не относится сразу ко многим миллионам вдов, сирот, калек и несчастных, перенесших концлагеря и тюрьмы, оккупации и блокады?
Годы войны стали для Ахматовой периодом постижения подлинных возможностей своей поэзии. Повествуя в одном из стихотворений о возвращении в Ленинград, она написала:
Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу Обгоняя солнце, летела...
И далее:
На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль,



Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела. Я знала: это все мое - Душа моя и тело. В этом стихотворении, которое называется «С самолета», поэтесса говорит не просто о том, что она видела из окна самолета, она повествует о чем-то несравненно большем. Она говорит о том, насколько высокую точку зрения она обрела как поэт и гражданин в годы Великой Отечественной войны. «Я знала: это все мое...» — именно отсюда имеет начало отправная точка, с которой началась новая полоса в творчестве поэтессы. Расширившийся охват лирики, новое виденье мироздания, гражданское возмужание — все это внесло в ее творчество огромное количество свежих замыслов и поисков других стихотворных форм. Ахматова писала: «Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим». В этих словах сквозит чувство творческой силы и уверенности в своем поэтическом слове. В дальнейшем творчестве Ахматова неуклонно шла к широким повествовательным формам. Лирика ее самых последних лет передает заметное усиление интереса к конкретности, к точно выверенной детали, характеризующей современный быт, либо историческую обстановку. Вот таким, например, предстает Царское Село в стихотворении «Царскосельская ода»: Здесь не древние клады, А дощатый забор, Интендантские склады И извозчичий двор. Шепелявя неловко И с грехом пополам, Молодая чертовка Там гадает гостям. Там солдатская шутка . Льется, Зкелчъ не тая... Полосатая будка И махорки струя. Драли песнями глотку И клялись попадьей, Пили допоздна водку, Заедали кутьей... Такой образности стихов раньше у Ахматовой никогда не было. Нетрудно заметить, что сам характер детали абсолютно реалистической, даже с оттенком натурализма. Деталь выступает здесь как бы в своем истинном непосредственном, то есть чисто изобразительном назначении. И в этом новизна почерка поздней Ахматовой, которая напрямую связана не с историзмом мышления и письма. Продолжительная работа над «Поэмой без героя», постоянно требовавшая от поэтессы изображения конкретного образа Времени, верной и выверенной исторической живописи, исподволь сказалась на ее лирике. Манера Ахматовой приобрела в последние годы некоторое новые особенности: все чаще поэтесса начала пользоваться элементами повествовательности. Отсюда обилие деталей и штрихов, подробностей, взятых из разных областей жизни: Налево беру и направо И даже без чувства вины... (Поэт). То есть жизнь входила в ее лирику размашистым многокрасочным потоком. «И я своих не знаю берегов», — писала Ахматова в одной из «Северных элегий». Ахматовская поэзия — явление не только живое, развивающееся, но еще и органически связанное с национальной культурой. Именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с национальной культурой помогали поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ахматова > Лирика позднего периода творчества А А Ахматовой