Сочинения > Ахматова > Любовная лирика Любовь в поэзии Ахматовой
Любовная лирика Любовь в поэзии Ахматовой - сочинение


Любовная лирика А.А.Фета
Любовная лирика А.С.Пушкина
Любовная лирика Н. А. Некрасова



Любовная лирика. Лирическая героиня Ахматовой.

Уже расставшись с Ахматовой, Н. Гумилев в ноябре 1918 года писал: "Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество". Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви, и любовь в ее поэзии предстает во множестве оттенков чувств и настроений. Хрестоматийным стало определение ахматовской лирики как энциклопедии любви, "пятого времени года". Современники, читатели первых стихотворных сборников поэтессы, нередко (и неправомерно) отождествляли Ахматову-человека с лирической героиней ее стихов. Лирическая героиня Ахматовой предстает то в образе канатной плясуньи, то крестьянки, то неверной жены, утверждающей свое право на любовь, то бражницы и блудницы... По воспоминаниям И. Одоевцевой, Гумилев не раз высказывал обиду, что из-за ранних стихов его жены (например, из-за стихотворения "Муж хлестал меня узорчатым...") ему досталась репутация едва ли не садиста и деспота: Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке створчатом Я всю ночь сижу с огнем... Рассветает. И над кузницей Подымается дымок. Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять побыть не мог... Как мне скрыть вас, стоны звонкие! В сердце темный, душный хмель, А лучи ложатся тонкие На несмятую постель. 1911

Лирическая героиня Ахматовой – это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в лирике Ахматовой предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а наоборот – в драматические моменты: в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства и первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи – начало драмы или ее кульминация, что дало основание М. Цветаевой назвать музу Ахматовой "Музой Плача". Один из часто встречающихся мотивов в поэзии Ахматовой – мотив смерти: похороны, могила, смерть сероглазого короля, умирание природы и т. д. Например, в стихотворении "Песня последней встречи": Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри!"1

Доверительность, камерность, интимность – несомненные качества ахматовской поэзии. Однако с течением времени любовная лирика Ахматовой перестала восприниматься как камерная и стала восприниматься как общечеловеческая, потому что проявления любовного чувства были исследованы поэтессой глубоко и всесторонне. В наши дни Н. Коржавин справедливо утверждает: "Сегодня все больше появляется людей, признающих Ахматову поэтом народным, философским и даже гражданским... Ведь в самом деле фигурой она была незаурядной... Все-таки не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие, умные и самобытные, да еще и писавшие невиданные доселе женские стихи, то есть стихи не вообще о "жажде идеала" или о том, что "он так и не понял всю красоту моей души", а действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность". Анализ творчества Ахматовой Любовная лирика. Лирическая героиня Ахматовой.


Похожие сочинения


Любовная лирика А.А.Фета
Любовная лирика А.С.Пушкина
Любовная лирика Н. А. Некрасова

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее