Сочинения > Ахматова > ТЕМА РОДИНЫ И ГРАЖДАНСКОГО МУЖЕСТВА В ПОЭЗИИ А А АХМАТОВОЙ
ТЕМА РОДИНЫ И ГРАЖДАНСКОГО МУЖЕСТВА В ПОЭЗИИ А А АХМАТОВОЙ - сочинение


Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой 2 вариант
Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой I вариант
Тема родины в поэзии анны ахматовой



Анна Ахматова не любила слова «поэтесса». Наверное, потому, что для нее оно ассоциировалось с той жеманно-салонной лирикой начала века, из гнезда которой, расправив могучие крылья, она вырвалась на просторы подлинной поэзии. Она действительно заслужила высокое звание — Поэт. И тем не менее она была поэтом со свойственным женщине лирически-страдательным взглядом на мир, с сердечно-отзывчивым отношением к жизни. Более того, может быть, именно ее женские качества, такие, как верность, терпение, всепрощение, сострадательность, нежность и отзывчивость, помогли ей не только выстоять в годы тяжелейших испытаний, но и, пересилив судьбу, стать великой поэтессой России.
Лирика первых сборников передает ощущение порочности бытия, какой-то неустойчивости. Основной темой в это время является тема любви. Но уже в предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России, родины. Для Ахматовой нередко Россия ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург, город культуры и державного величия. «Город славы и беды» — называла Ахматова Петербург, и это определение воплотилось в ее «Вечерах», «Реквиеме», «Поэме без героя».
Тема родины, России вошла в творчество Ахматовой уже в предреволюционные годы. Начавшись с полупризнаний, озвученных в лермонтовских мотивах «странной любови», эта тема становится постоянной спутницей многих и многих сюжетов, развернутых в стихах «Белой стаи», «Подорожнике» и других, вплоть до последних произведений. Ахматова говорила: «Я всегда была с моим народом», и это верно. Ахматова уже в начале своего пути определила главное для себя — быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях.
Постепенно тема родной земли, России, вошла в лирику Ахматовой острым звенящим звуком и уже осталась навсегда в ее творчестве.
Империалистическую войну Ахматова восприняла как народное бедствие. Теперь Муза ее не царскосельская смуглая барышня, а босая, с хриплым голосом, в лохмотьях, похожая на бедную крестьянку-беженку. В стихи этого времени входит тема «тверской скудной земли, голодных детей, нужды и осуждающих взоров» деревенских женщин:
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревням звенит.
У Ахматовой очень сильно чувство моральной ответственности перед своими современниками и народом, И все измеряла она только своей совестью. В 1917 году Ахматова пишет стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...». Это стихотворение — отповедь бросившим родину:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...»
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Сама же поэтесса готова принести в жертву России все, что имеет. В стихотворении «Молитва» она просит судьбу даровать ей эту милость:
Дайте мне горькие годы недуга,
Задыханье, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...» сразу провело отчетливую линию между Ахматовой и эмигрантами, не только теми, которые покинули Россию, но и так называемыми «внутренними эмигрантами», оставшимися на родине, но не принявшими нового пути.
В тридцатые годы, отмеченные беззаконием, арестами и казнями, вошла в жизнь поэтессы огромная беда. Был по ложному обвинению арестован и приговорен к расстрелу сын — Лев Гумилев. В это страшное время Ахматова провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как и многие, она со дня на день ждала ареста:
Я не искала прибыли И славы не ждала,
Я под крылом у гибели Все тридцать лет жила.
В стихотворениях и поэмах тридцатых годов, прежде всего в «Реквиеме», Ахматова снова обратилась к фольклору — к народному плачу, причитанию. И это не случайно. Личное горе Ахматовой было созвучно горю всех матерей земли. Поэтому в «Реквиеме» она поставила задачу — воздвигнуть памятник великому народному горю, всем тем людям, которые стояли вместе с ней в очередях, всем обездоленным и замученным:
Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов...
В этой поэме прозвучал патриотический лозунг Ахматовой:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В тридцатые годы рамки ахматовской поэзии несколько расширились. Они вобрали в себя две великие трагедии — и начавшуюся вторую мировую войну, и войну, что началась и шла, развязанная преступной властью против своего же народа. И материнское горе («сына страшные глаза — окаменелое страданье»), и трагедия родины, и неумолимо приближающаяся военная страда — все стало предметом лирического осмысления:
Нет! И не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —



     
     



Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В тридцатые годы Ахматова записывала на отдельных клочках бумаги небольшие стихотворения, названные впоследствии «Черепками». Это название символично. В них, разрозненных фрагментах, запечатлелось человеческое горе: разоренный очаг, изломанная судьба. Но вместе с тем за этими строками, описывающими великое зло, свершившееся в мире и победившее, Ахматова чувствует и другое: вряд ли могло бы все это случиться, если бы каждый человек противостоял злу, пусть ценой собственного страдания и даже, быть может, жизни.
В стихотворениях тридцатых годов образ «многих» становится образом народа, с которым поэтесса гордо и горестно по праву общей судьбы объединяет и себя. В это время Ахматова все чаще обращается к библейским мотивам. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. Она пишет похожее на псалом «Распятие»:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне,
Отцу сказал: «Почто меня оставил!»
А матери: «О, не рыдай Мене...»
Наряду с библейскими сюжетами Ахматова пользуется и историческими ассоциациями. В них она ищет ответы на мрачные вопросы, поставленные самим временем: откуда берется зло? имеет ли оно какие-то причины?
В это же время Ахматова пишет «Реквием», который становится ее главным творческим и гражданским достижением. Это подлинно народное произведение, которое отразило великую трагедию. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет она сама, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил время и страдающую душу народа.
Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. И личностное отходит на второй план, уступив место патриотической взволнованности и тревоге за судьбу человечества. В ее стихах этого периода нет описаний военных действий, но в них отразились чувства сострадания, любви и скорби, обращенные к Ленинграду. В ее стихах, наряду с горечью и тоской, много человеческого тепла. Теперь родина для поэтессы не только Петербург, Царское Село, но и вся огромная страна. В лирике Ахматовой возникает тема памяти:
И в памяти, словно в узорной укладке:
Седая улыбка всезнающих уст,
Могильной чалмы благородные складки И царственный карлик — гранатовый куст.
В годы войны написаны стихи «Клятва», «Мужество», являющиеся своеобразными манифестами гневного патриотизма:
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Стихи о блокадных детях и сейчас невозможно читать без душевного смятения:
Принеси же мне горсточку чистой Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы.
В это время пишется «Поэма без героя», где сопоставляются эпохи. Ахматова жила как бы в двух временах. Физически она находилась в жестокой современности, но мысленно возвращалась к годам своей молодости.
Поэзия Ахматовой периода Великой Отечественной войны была многообразной. Ее омытые слезами стихотворные реквиемы, посвященные Ленинграду, были выражением всенародного страдания; ее философские раздумья о многослойной культурной тверди, покоящейся под ногами воюющего народа, выражали общую уверенность в неуничтожимости и неистребимости культуры нации, на которую посягнули захватчики. Стихи конца войны преисполнены у Ахматовой солнечной радости и ликования. Весенняя майская зелень, гром победных салютов, дети, взнесенные к солнцу на счастливых материнских руках... Но поэтесса не забывала даже в эти светлые дни о жертвах и страданиях, перенесенных народом во имя свободы родины. Некоторые из ее стихов 1945—1946 годов отмечены траурной тенью великой и незабываемой скорби. В стихотворении «Памяти друга» слышится нота мужественной скорби:
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря как зарево красна,
Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна.
Этот образ Победы — вдовы вобрал в себя судьбы миллионов, вынесших концлагеря и тюрьмы, оккупацию и блокаду.
Весь свой творческий путь Анна Ахматова прошла с народом и со своей родиной. В стихотворении «С самолета» она как бы подводит итог этого пути:
Как первый раз я на нее,
На Родину, глядела Я знала: все это мое —
Душа моя и тело.
Это взгляд с высоты, взгляд с той действительно высокой точки зрения, который обрела Ахматова, с точки зрения поэта-гражданина и поэта-патриота.



Похожие сочинения


Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой 2 вариант
Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой I вариант
Тема родины в поэзии анны ахматовой

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее