Сочинения > Ахматова > Тема любви в ранней лирике А А Ахматовой
Тема любви в ранней лирике А А Ахматовой - сочинение


Тема любви, искусства, отражение глубины человеческих переживаний в лирике А. А. Ахматовой
Своеобразие темы любви в лирике А. А. Ахматовой
«Любви старинные туманы» (Тема любви в лирике М. Цветаевой)



А. А. Ахматова как-то сказала: «Слава пришла сразу только ко мне и к Хлебникову». Действительно, первые же два ее поэтических сборника — «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) — сразу были оценены литературной общественностью как яркое и значительное явление в русской поэзии. В одночасье она стала «модным поэтом», «культовой» фигурой в глазах читающей России. В связи с «Вечером» Н. Гумилев, прежде не воспринимавший творчество Ахматовой всерьез, писал: «...я совершенно убежден, что из всей постсимволистской поэзии ты да... Нарбут окажетесь самыми значительными». Примерно в это же время К. Чуковский отметил в ахматовских стихах черты «величавости», особой царственности, а О. Мандельштам после выхода «Четок» предсказал: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
«Вечер» и «Четки» — книги стихов, посвященных почти исключительно теме любви, с появлением которых в русскую поэзию пришел новый тип лирической героини, сочетающей в себе страстность и интеллект, утонченность и внутреннюю силу. Эмоциональное потрясение не снижает, а увеличивает ее способность анализировать жизнь своего сердца, понимать характер «ролей» в той или иной любовной «драме». В ахматовских стихах нет свойственных женской поэзии многословия и экзальтации. По замечанию Д. Самойлова, Ахматова «просто умна. Она несамозабвенна». Ее произведения невелики по объему, совершенны по форме, внятны по смыслу. Поэтесса экономна, но отнюдь не аскетична в использовании художественных средств — она обладает особым даром передавать высочайшее эмоциональное напряжение, обходясь без избытка экспрессии, без обилия сложных метафор (часто без метафор вообще), посредством простых, стилистически нейтральных слов, свойственных скорее прозе, чем поэзии:
Подушка уже горяча С обеих сторон.
Вот и вторая свеча Гаснет, и крик ворон Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне...
Главные персонажи «Вечера» и «Четок» — лирическая героиня и предмет ее любовных переживаний — «жених», муж, «странный мальчик», «стройный... пастушок», «друг» (но чаще — «он», «ты»). Отношения между женщиной и мужчиной предстают в этих стихах как драматический поединок, законы которого иррациональны, цели не определены. «Мне всегда казалось, что самое тяжелое и мучительное не неразделенная любовь, как обыкновенно думают, а любовь, которую нельзя разделить», — пишет русский философ Н. Бердяев. Узы, связывающие персонажей ахматовской лирики, — это почти всегда именно неразделенная, невзаимная любовь. Отсюда чувство горечи («Как соломинкой, пьешь мою душу, / Знаю, вкус ее горек и хмелен»), мотивы иллюзорности, обманности любви («Оба мы в страну обманную / Забрели и горько каемся...»), образы смерти («Все тело мое изгибалось, / Почувствовав смертную дрожь...») и мотив любви-отравы («...не змеиное острое жало, / А тоска мою выпила кровь»), «Пусть камнем надгробным ляжет / На жизни моей любовь», — говорит автор в «Смятении» («Четки»), Эти слова могли бы стать эпиграфом к ее любовной лирике. Соседство любви и смерти традиционно для любовной поэзии — вспомним «Песнь песней» библейского царя Соломона: «...ибо крепка, как смерть, любовь...» Для ахматовских же героинь любовь на грани смерти — психологическая реальность: «Я места ищу для могилы. / Не знаешь ли, где светлей?»; «...душа тосковала, / Задыхалась в предсмертном бреду».
Образ возлюбленного имеет в ее стихах несколько ликов. Прежде всего, это тот тип героя, что наиболее полно обрисован в «Смятении»:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся - И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи... 
Демонически притягательный и неотразимо холодный возлюбленный противопоставлен героине, охваченной страстью. Ее боль и смятение объясняются принципиальной невозможностью ответного чувства. Драма отвергнутой женской любви известна мировой литературе с давних пор (библейские Иосиф и жена Потифара, персонажи древнегреческих трагедий Медея и Язон, Федра и Ипполит), но впервые в отечественной — осмелимся сказать, что и в мировой, — поэзии переживания отвергнутой героини получают совершенное художественное воплощение в стихах женщины, высказаны от лица ее лирического «я»:
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет,
От лица отхлынула кровь...
Варианты любовного дуэта, описанного в «Смятении» (она одержима — он спокоен), мы встречаем в стихотворениях «Высоко в небе облачко серело...», «Рыбак», «Меня покинул в новолунье...», «Вечером», «Безвольно пощады просят...», «Гость».
Если в этих стихах речь идет о драме безответного чувства, а тип «отвергающего» любовника представлен, так сказать, в классическом виде, в то в других произведениях Ахматовой участников любовного диалога связывает взаимная жестокость, общность страдания:
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
В ряде стихов мы встречаем инверсию ролей: он одержим — она спокойна:
Я знаю: он с болью своей не сладит,
С горькой болью первой любви.



     
     



9	100 сочинений 

Как беспомощно, жадно и жарко гладит Холодные руки мои.
В одном из набросков к трагедии «Пролог» Ахматова говорит о зыбкости, изменчивости самих «правил» любовной «игры»:
Сколько раз менялись мы ролями,
Нас с тобой и гибель не спасла,
То меня держал ты в черной яме,
То я голову твою несла.
Роль нелюбимой, таким образом, лишь одна из «масок» ахматовской героини, которой доступны любые роли: страдающей девушки, самоотверженной любовницы, роковой женщины, неприступной аристократки... Стихам Ахматовой вообще свойственно театрально-игровое, драматургическое начало. Ее герои вступают друг с другом в сложную психологическую игру, обмениваются репликами, прибегают к «языку жестов». Выразительный жест часто становится ключевым моментом в изображении душевного состояния: «И прощаясь, держась за перила...», «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки», «Уколола палец безымянный / Мне звенящая оса», «Муж хлестал меня узорчатым, / Вдвое сложенным ремнем».
В одном из перлов ахматовской лирики — стихотворении «Память о солнце в сердце слабеет» — предметом поэтического отклика становится смерть любви. По лаконизму и безупречной точности языка, по совершенству живописи эта поэтическая миниатюра сравнима с лучшими образцами японских хайку:
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет Едва-едва.
Смерть любви переживается как состояние небытия души. Чувство внутреннего оцепенения, остановившегося сердца поэт передает через описание предметного мира:
В узких каналах уже не струится —
Стынет вода.
Здесь ничего никогда не случится, —
О, никогда!
Ахматова аристократически сдержанна в проявлении чувств, избегает в своем монологе ярких образов, демонстративной патетики, В нем нет элегической печали, жалости к себе. Героиня словно ощущает дыхание смерти и бесстрастно описывает ее приход:
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!.. За ночь прийти успеет
Зима.
Для того чтобы стать одним из «символов величия России», занять достойное место в ряду великих русских поэтов, Ахматовой достаточно было оставить нам два своих первых лирических сборника — «Вечер» и «Четки», составивших эпоху в любовной поэзии.


Похожие сочинения


Тема любви, искусства, отражение глубины человеческих переживаний в лирике А. А. Ахматовой
Своеобразие темы любви в лирике А. А. Ахматовой
«Любви старинные туманы» (Тема любви в лирике М. Цветаевой)

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее