Сочинения > Ахматова > ЮН ДЛИТСЯ БЕЗ КОНЦА — ЯНТАРНЫЙ ТЯЖКИЙ ДЕНЬ!» (О поэзии А Ахматовой)
ЮН ДЛИТСЯ БЕЗ КОНЦА — ЯНТАРНЫЙ ТЯЖКИЙ ДЕНЬ!» (О поэзии А Ахматовой) - сочинение


Русская литература конца XIX — начала XX века (обзор). Эстетические поиски этого периода
День и ночь в поэзии Ф. И. Тютчева
Петербург в поэзии Ахматовой



Я поставил пластинку на проигрыватель, и низкий, хрипловатый, почти мужской голос стал читать: Чугунная ограда, Сосновая кровать. Как сладко, что не надо Мне больше ревновать. Постель мне стелят эту С рыданьем и мольбой; Теперь гуляй по свету, Где хочешь, бог с тобой... На лицевой части конверта — фотография старой женщины. Резко очерченный рот, пронзительно-умный взгляд, зачесанные назад волосы. Опальная императрица. Во всем ее облике роковая гордость нищеты и величие и царственная осанка последнего поэта серебряного века. Невозможно представить эту женщину у плиты, на кухне, по хозяйству. Почему? Да потому что во все периоды ее жизни сквозь ее земные черты проглядывали черты небесные. И небесное преобладало в своем количестве. Умный и тонкий Модильяни, видевший больше, чем дано обычному человеку, первым разглядел это в Ахматовой. На его изящном рисунке поэтесса возлежит, подобно языческой богине, и ее египетский профиль венчает корона волос. Ничего более державного не знала русская поэзия. Существование Ахматовой в этом мире, ее образ, то, как она разливала по чашкам чай, как любовалась весной, цветущими деревьями, ее поступь, прямая спина, неторопливые движения — все это представляло собой продолжение ее напряженной духовной жизни. Как всякое небесное существо, она принадлежит царству свободы. Как у всякой земной женщины, чувство свободы окрашено глубоко личными интимными переживаниями. Ахматова, словно жрица храма, принимает дары и служит своим богам: свободе и любви. Долгим взглядом твоим истомленная И сама научилась томить. Из ребра твоего сотворенная, Как могу я тебя не любить? Похоже, что Ахматова принадлежит к тому типу женщины, для которой любовь не страсть, а содержание жизни, ее единственная и непреходящая ценность. Известно, насколько она была остроумна, насколько метко, одной фразой могла охарактеризовать человека. А иногда просто сразить его. Сергей Довлатов вспоминал, как Евгений Евтушенко ездил на поклон в Комарово. Он: заявился к Анне Андреевне в модном, блестящем костюме. Кончик платочка торчит из кармашка, в руке расческа. «А где же ваша зубная щетка?» — изумилась Ахматова. Женщина, а точнее, вечная женственность, ее присутствие во всякое время жизни поэтессы оттеняет ее стихи, и совершенно по-особому воспринимается их красота: Я слышу иволги всегда печальный голос, И лета пышного приветствую ущерб, А к колосу прижатый тесно колос С змеиным свистом срезывает серп.  И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник по ветру летят. Теперь бы звон бубенчиков веселых, Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд. Эта «ложноклассическая» поэзия словно пришла с полотен Венецианова. Полновесная, зримая, пластичная картина. Она освещена солнцем, и образы ее тяжелы и неподвижны. Таков рай, где вечное счастье омрачено «предчувствием неотвратимой тьмы», где блаженство и невинность принадлежат утраченной вечности. Однако стихи Ахматовой лишены скорбных примет. В них слышится ровное, уверенное звучание, словно в главный церковный колокол ударили, и густая серебряная нота плывет над землей. Для поэзии Ахматовой свойственно особое мудрое отношение к себе и к миру. Словно все уже заранее известно этой замечательной женщине, всему знает она цену: истории, стихам, смерти и жизни. И за все уже заплачено. Потому так ровны интонации и глубоки образы: Из памяти, как груз отныне лишний, Исчезли тени песен и страстей. Ей — опустевшей — приказал всевышний Стать страшной книгой грозовых вестей. Ахматова исполнила свое назначение на этой земле. Она завершила жизненный цикл. А если что не придумалось, не написалось, не случилось, то в тех местах, откуда прилетали на ее ладони слова, образы, строки, недописанное и недодуманное «божественно спокойна и легка — допишет Музы смуглая рука». И последнее: удивляет стойкость и мужество, с которыми Ахматова переносила удары судьбы. Тяготы жизни не сломили ее. Может быть потому, что она предчувствовала их, знала о том, что ожидает ее в истории. И она поверила в свое назначение и исполнила его. Вот почти детское ее стихотворение, где все сказано, и пророчество имеет форму непреложного факта жизни: Он длится без конца — янтарный, тяжкий день! Как невозможна грусть, как тщетно ожиданье. И снова голосом серебряным олень В зверинце говорит о северном сиянье. И я поверила, что есть прохладный снег, И синяя купель для тех, кто нищ и болен, И санок маленьких такой неверный бег . Под звоны древние далеких колоколен.

Похожие сочинения


Русская литература конца XIX — начала XX века (обзор). Эстетические поиски этого периода
День и ночь в поэзии Ф. И. Тютчева
Петербург в поэзии Ахматовой

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее