Басё - сочинение

Цель: с помощью средств выразительного чтения оказывать содействие осознанию учениками глубинного содержания и художественного совершенства японских стихов; развивать творческое воображение, навыки выразительного и вдумчивого чтения хоку наизусть, умение их анализировать, раскрывать скрытое содержание и высказывать свое отношение; воспитывать любознательность, любовь к природе, к человеку, толерантное к ней отношение, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, сборника его стихов в переводах, иллюстрации к хоку. Теория литературы: хоку и его признаки.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- Жанр японской поэзии хоку, с которым мы познакомились, требует от читателей творческого воображения. Если читатель будет пассивным, равнодушным, он не поймет того глубокого содержания, которое вложил в него автор. Хоку не содержит поучений, прямых оценок, его задача - создать поэтическую картину, которая взволнует душу, вынудит читателя задуматься.

Учитывая сжатость стиха, в нем откидывается все то, без чего можно обойтись, например, слова, которые легко можно додумать. Кое-кому кажется, что составлять хоку легко и это сможет сделать каждый. На самом деле это по силам лишь большому мастеру, поэтому до сих пор не нашлось поэта, который бы превзошел в этом Мацуо Басё. Сам писатель настойчиво работал над своими поэтическими миниатюрами, подбирая иногда на протяжении нескольких дней одно-единственное нужное слово.

Итак, попробуем передать с помощью интонации (а она в большей части задумчивая или увлекающая, певческая), пауз, среднего темпа красоту неповторимых лирических произведений - хоку Мацуо Басё.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Формирование учебных умений и навыков учеников.

1. Выразительное чтение наизусть хоку М. Басё.

(Можно провести как конкурс с жюри и определением победителей).

2. Анализ одного хоку.

План.

1) Что изображено в этом стихе?

2) Какие образы поэзии самые выразительные?

3) Какие ассоциации возникают во время чтения хоку?

4) Какое настроение этой поэтической миниатюры?

5) Какие особенности хоку проявляются в этом стихе, какие художественные средства используются?

6) Чем меня привлекло это хоку, чем оно мне близкое?

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

Прочитайте хоку М. Басё в переводе Туркова и скажите, какой не совсем обычный мотив их соединяет.

Это соловей

Уронив свою шапочку.

Жемчужина камелии!

Существует и такая порода,

Которые не спят, когда сакура цветет.

Пустое кубельце мыши.

Прошла пора хризантем.

Теперь только редька - это и вся радость!

(Иронический, юмористический мотив, тонкая насмешка).

V. ДОмашняя задача.

Подготовиться к тематическому оцениванию. Составить хоку по желанию.

VI. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Займи позицию» и обоснуй ее (по желанию).

Понравились ли, поразили, взволновали, заинтересовали меня хоку?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Басё > Басё