Автор в повести Н М Карамзина «Бедная Лиза» - сочинение

1.	Природа и история глазами автора.
2.	Определенная категория чувствительности.
3.	Созданный портрет автора.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была вершиной сентиментализма в России. Это направление важным считало не разум, а чувство. Поэтому читателям открывался духовный мир любого человека. Богатство «естественных чувств» прослеживается с помощью образа автора. Он тоже играет немаловажную роль. Ведь именно благодаря ему мы узнаем о печальной судьбе Лизы.
Своеобразная музыкальная интонация, с которой начинается произведение, становится зачином для всей повести. Подобная мелодия спокойствия и печали приоткрывает нам и черточки в облике самого автора. Он умеет наслаждаться природными красотами. «Может быть, никто из жи 
вущих в Москве не знает так хорошо окрестного города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят...» Его глазами видим мы мрачные, «готические башни Си...нова монастыря», дома, церкви. Натура автора просто переполнена поэзией, и песни пастухов звучат в его душе. Сам образ стремится слиться с природой: «...туда же прихожу в мрачные дни осени горевать вместе с природой».
С помощью образа автора мы узнаем немного и об истории Си...нова монастыря. Вместе с этим и открывается «история нашего отечества». А это печальная история, «когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы...» Историческое прошлое вступает на равных правах в повествование.
Печальная тональность начала произведения накидывает «покрывало грусти» на давно прошедшие времена. И все это соединяется образом автора. Именно он объединяет историю государства с частной личной историей жизни. Это замечает в повести О. Б. Лебедева: «С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества — и история одной душит и любви оказывается ей равновелика» .  Образ автора ставит на одну планку эти два разных по содержанию понятия. И действительно, как могут быть отделены от государства люди его населяющие. Только их судьбы, яркие и необычные, составляют будущее всей России.
Роль автора заключается и в том, что с помощью него входит в повествование и определенная категория чувствительности. Этим буквально проникнуты первые строчки произведения. Но более отчетливо они проявляются в связи с образом Лизы. «Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» Получается, что и образ самого автора предстает нам достаточно сентиментальным. Возможно, он чем-то  
схож с обликом главной героини. Поэтому он с такой «осторожностью» и мягкостью начинает нам рассказывать о плачевной судьбе Лизы.



Голос автора звучит не только большим монологом в начале произведения, он сопровождает героев на протяжении всей повести. И здесь можно заметить разные оттенки. Где-то он подспудно слышится в диалогах самих героев. Например, когда Лиза вслух думает об Эрасте: «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...» Иногда проявляется отношение автора к персонажам, когда он описывает их: «...ах! Она помнила, что у нее был отец и что его не стало...» Для описания красоты героини, автор использует сравнение ее с богиней вечной юности. Когда незнакомец выпил молока, «и нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее». Заметим, что при описании Лизы автор выбирает лишь самые красивые слова и эпитеты. Щеки сравниваются с зарей в ясный летний день, душа подобна солнцу в каплях росы. Благодаря введенному образу автора мы получаем своеобразную дистанцию от облика самого Карамзина. В итоге автор получается самостоятельным и полноправным персонажем повести. По отдельным его репликам и проявлениям в других эпизодах и персонажах можно создать более или менее определенный портрет автора. Это человек очень чувствительный, эмоциональный. Любое природное явление находит отклик в его душе. И постепенно он оформляет все это в словесные формы, которые наполнены особой магической поэзией. И порой кажется, что повествование превращается в особый белый стих, со своей ритмикой и интонацией. «Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных...» Автор словно вживается в те далекие, печальные времена, когда наше государство находилось под игом. Он знает и ис торию монастыря, который влечет его не только своим духовным составляющим, но и обликом печальной Лизы. В повествовании о судьбе девушки также слышится голос автор. Но он не доминирует, и не диктует свои непреложные истины. Он только в явной или завуалированной форме дает о себе знать. Автор ни в коем случае не навязывает своего отношения к героям. Например, Эраст довольно-таки нейтрально характеризуется при появлении на страницах повести. Не осуждается он и в конце. Возможно, происходит это и потому, что сам Эраст поведал автору о судьбе Лизы за год до своей смерти. «...Он не мог утешиться и почитал себя убийцею». И очень оптимистично в устах автора звучит конец произведения. «Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!» Он верит, что если не земля, так небо сможет примирить бедных и богатых, а чувство уравнивающее их — любовь. С таким же чувством описывает автор и своих героев. Карамзин, использует в своей повести «Бедная Лиза» очень удобный ход — образ автора. Во многом благодаря этому компоненту произведения проявилось паломничество к Си...нову монастырю. Ведь как раз автор часто сидел «в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха». В результате вся история приобрела элемент реалистичности настолько, что многие потом ходили к Симонову монастырю, чтобы увидеть место — символ печальной любви бедной Лизы. В. Н. Топоров писал: «...впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь». Сама фигура автора не дает сомневаться в подлинности истории. Такое впечатление создается еще и потому, что автор находит особые интонации для воссоздания этой «реалистической» картины. Использованный в повести образ автора наполняет произведение особой магией, которая очаровывает и приближает к нам не только этот облик, но делает близкой и родной судьбу самой Лизы. С обликом автора можно отождествить природные явления, которые своим присутствием меняет атмосферу и погоду. Но и порой именно они навевают печальную, тихую грусть, которая неразрывна как с частной жизнью, так и судьбой всего отечества. Образ автора, созданный Карамзиным, открывает новую страничку в развитии прозы сентиментализма.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бедная Лиза > Автор в повести Н М Карамзина «Бедная Лиза»