Художественное своеобразие повести H М Карамзина «Бедная Лиза» - сочинение

I.	Создание психологической прозы.
2.	Художественные особенности повести «Бедная Лиза».
3.	Новаторство Н. М. Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина «Фрол Силин», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный», «Марфа-посадница» и др., безусловно, отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство — все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. При этом сословная принадлежность его героев достаточно широка: боярышня Наталья, «пейзанка» Лиза, светская дама Юлия, посадница Марфа, боярин Любославский. Писатель раскрывает своих героев, как людей со своими сильными сторонами характера и слабостями, людей страдающих и любящих, совершающих как благонравные, так и нелицеприятные поступки. Карамзину удалось глубоко постичь женские характеры своих героинь, а значит, создать многогранные и правдивые женские образы. Наиболее популярной стала повесть писателя «Бедная Лиза».
Главная героиня произведения Лиза, молодая девушка, воспитывалась с точки зрения строгих нравственных принципов. Мать и покойный отец с детства внушали ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Мать Лизы, рано потеряв мужа, остается верна его памяти долгие годы: «ибо и крестьянки любить умеют!» С первых  
страниц повести заметно, что автор испытывает искреннюю симпатию к своей героине. Он не показывает подлинную социальную среду своих персонажей, поэтому Лизу и ее мать можно принять как за бедных горожанок, так и представительниц обедневшего дворянского рода. Крепостничество никак не указано в повести. Автор только замечает, что девушка «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве». Крестьянский груд главных героинь показывается в подчеркнуто пасторальной манере.



Отношениям Лизы и дворянина Эраста также свойственны идиллические тона. Трагический финал этого любовного романа обусловлен обстоятельствами и легкомысленностью главного героя, а не какими-либо социальными причинами. В этом отличительная черта повести Карамзина от произведений Радищева, уделявшего огромное значение именно социальному окружению своих героев. Сентиментально-романтический настрой повести проявляется еще и в отношении самих героев друг к другу и к самим себе. Не образованная Лиза и Эраст нередко воспринимают себя персонажами из пастушеской идиллии. Лиза в своих мечтах часто представляет себя и своего избранника кем-то другим, не тем, чем они являются в обыденной жизни: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкой и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок!» Язык, речевые обороты персонажей повести также указывают на сентиментально-романтический настрой всего произведения. Здесь можно заметить частое использование таких слов, как «душа», «любезный друг», «любовь», «алые цветы» и т. д. Основное внимание автора в этой повести сосредоточено на внутреннем состоянии главных героев. Он смог мастерски показать все тонкие оттенки, перипетии любви. Передать страстное стремление главной ге роини обрести свою, настоящую любовь. Трагическая развязка произведения необычна для этого жанра. Впервые российская публика вместо отличной концовки в виде свадьбы и воссоединения любящих друг друга героев встретилась с горькой правдой жизни — самоубийством главной героини. Повесть отличается своей гуманистической направленностью, что поддерживается не только отношением Карамзина к Лизе, но и к ее возлюбленному. При раскрытии характера главной героини автор, как правило, не выходит за рамки принципов классицизма. Девушка добродетельна и чувствительна. Ее «падение» с точки зрения натуры нельзя считать нарушением этических норм. Раскрывая характер молодого человека, Карамзин стремится оторваться от классических норм, подчиняясь «естественным законам». Он сам осудил себя на нравственные муки до конца своей жизни после самоубийства девушки. Про свою душевную драму повествует сам герой: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле...» Подобное отклонение от существующих в литерату ре классицизма норм только придает жизненности герою Карамзина. Автор уверен, что не существует злодеев, творящих зло только ради любви к самому злу и ненавидящих добро только потому, что это добро. Своим произведением он доказывает, что дурные поступки иногда свойственны и вполне благонравным людям, и наоборот, случается, что добро творят и злодеи. Часто зло, по мнению Карамзина, происходит по вине «заблуждения сердца», недостатка просвещения. То есть человеческая натура, психология не вписывается в строгие рамки классицизма. Пришло время в русской литературе искать новые направления художественной выразительности. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята чита телями. Это связано прежде всего с гуманитарной направленностью произведения, а также с новыми формами художественной выразительности, используемыми автором. По мнению В. В. Сиповского, Карамзин, подобно Гете, высказал русской публике то «новое слово», которого все ждали. В жанре сентиментально-психологической повести в последствие были написаны и многие другие произведения талантливого писателя. Несмотря на явный историзм, повесть «Наталья, боярская дочь» более посвящена нежным чувствам главных героев, нежели реальным историческим событиям. Новаторством Карамзина было изображение внутреннего мира своих персонажей в развитии, в динамике. Наталья по своей сущности оказывается, чуть ли не двойником Лизы, поскольку наделена всеми атрибутами героинь сентиментальных повестей конца XVIII века.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бедная Лиза > Художественное своеобразие повести H М Карамзина «Бедная Лиза»