Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М А Булгакова «Белая гвардия») - сочинение

Булгаков — один из величайших русских писателей XX века. Однако многие произведения Михаила Афанасьевича при жизни не публиковались, так как пик его творчества пришелся на самые тяжелые годы репрессий тоталитарного сталинского режима. Писатель не вписывался в реалии жизни того времени, он даже не пытался рядиться в «попутнические цвета». Булгаков не менял своих взглядов по моде или из выгоды. «Цилиндр мой я с голодухи на базар снесу. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну», — писал он в «Записках на манжетах».
Главным, чем вошел Булгаков в литературу 20-х годов, был роман «Белая гвардия» и возникшая на его основе пьеса «Дни Турбиных».
Одной из отличительных особенностей романа является тот личный тон, который проходит через все повествование. Книга похожа на немного романтизированную мечту-воспоминание уставшего от войны, измученного бездомьем человека.
Новизна романа Булгакова состояла прежде всего в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда еще не утихла взаимная ненависть, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных — хороших и плохих, мучащихся и заблуждающихся, умных и ограниченных — людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде — с очевидным сочувствием. Чем же привлекают Булгакова эти люди? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести.
Антиподами этих героев выступают персонажи, лишенные чести. Таков Тальберг, чужак в турбинской семье, бегущий от надвигающейся опасности вслед за немцами (глава 2, часть 1 романа).



Событийная канва эпизода такова. Войска Петлю- ры приближаются к городу. Елена Турбина, жена Таль- берга, волнуется, так как муж давно не дает о себе знать. Возвращается, наконец, Тальберг. Видно, что он серьезно встревожен. Он отзывает Елену в спальню и заявляет, что должен немедленно уехать в Германию на неопределенный срок — как члену гетманского штаба ему «опасно» оставаться в Городе. Он поедет секретным поездом: «Тальберга берут: у Тальберга нашлись связи». По словам Тальберга, «гетманское министерство — глупая и пошлая оперетка... немцы оставляют гетмана на произвол судьбы, и очень, очень может быть, что Петлюра войдет. В сущности, у Петлюры есть здоровые корни. В этом движении на стороне Петлюры мужицкая масса». Елена понимает, что муж (уже в который раз) «поменял» свои пристрастия и убеждения. «У Тальберга... была неудачливая звезда. Тальбергу было бы хорошо, если бы все шло прямо, по одной определенной линии, но события в это время в Городе не шли по прямой, они проделывали причудливые зигзаги, и тщетно Сергей Иванович старался угадать, что будет. Он не угадал». Тальберг объясняет Елене, что не может взять ее с собой в «скитания и неизвестность», советует во время его отсутствия пользоваться паспортом на девичью фамилию. Елена из гордости ничего не отвечает, чувствуя, что муж бросает ее. «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности». Слово «честь» проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» — негодует на Тальберга, сбежавшего с немецким штабным поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на фразе: «Русскому человеку честь — одно только лишнее бремя». Итак, эпизод, описывающий бегство Тальберга, занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как особенно ярко выражает главную мысль повествования: честь — это тот главный стержень, который, собственно, делает человека человеком. Булгаков дает понять, что людям свойственно заблуждаться, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему побуждению, мучительно расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятий чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, а при гетмане учит украинскую грамматику, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам. Та тональность, в которой выдержан весь роман, глубоко нравственна по своей сути. Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что в романе названо «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики — по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Белая гвардия > Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М А Булгакова «Белая гвардия»)