Гибель Най Турса и спасение Николки (анализ эпизода из главы 11 части 2 романа М А Булгакова «Белая гвардия») - сочинение

Булгаков — один из величайших русских писателей XX века. Однако многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова при жизни не публиковались, так как пик его творчества пришелся на самые тяжелые годы репрессий тоталитарного сталинского режима. Писатель не вписывался в реалии жизни того времени, он даже не пытался рядиться в «попутнические цвета». Булгаков не менял своих взглядов по моде или из выгоды. «Цилиндр мой я с голодухи на базар снесу. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну», — писал он в «Записках на манжетах».
Главным, с чем вошел Булгаков в литературу 20-х годов, был роман «Белая гвардия» и возникшая на его основе пьеса «Дни Турбиных».
Одной из отличительных особенностей романа является тот личный тон, который проходит через все повествование. Книга похожа на немного романтизированную мечту-воспоминание уставшего от войны, измученного бездомьем человека.
Новизна романа Булгакова состояла прежде всего в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда еще не утихла взаимная ненависть, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных — хороших и плохих, мучащихся и заблуждающихся, умных и ограниченных — людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде — с очевидным сочувствием. Чем же привлекают Булгакова эти люди? И в Най-Турсе, и в Ни- колке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести, которая особенно ярко проявилась в сцене гибели Най-Турса (11 глава, часть 2 романа). Событийная канва эпизода такова.
Единственная часть, обороняющая Город от подступающих армий Петлюры и достойно укомплектованная — часть полковника Най-Турса. Най-Турс формирует свою часть в рекордно короткие сроки, резко и решительно (достав оружие) «грабит» отдел снабжения, забирая все имеющиеся на складе валенки. Най-Турс не считается с бюрократической волокитой «штабных», действует по обстоятельствам, решительно, всю ответственность берет на себя и первым отправляется защищать Город. Николка неожиданно оказывается командиром отдела первой пехотной дружины (28 юнкеров), поскольку настоящий командир неожиданно пропал. Из штаба поступает приказ юнкерам выступить в распоряжение Най-Турса. По дороге Ни- колке встречаются беспорядочно бегущие юнкера, которые на ходу бросают винтовки. Николка сталкивается с самим Най-Турсом, который приказывает своим солдатам разоружаться, срывать погоны и спасаться бегством проходными дворами. Николка заявляет полковнику, что «не желает» отступать. Полковник пытается его убедить, приводит веские аргументы. Пока Николка соображает, как достойно поступить в этой ситуации, Най-Турса смертельно ранит пулей. Последние его слова, обращенные к Николке, призывают того не геройствовать и спасаться.



Гибель оказалась логическим исходом из того нравственного тупика, в котором оказывается полковник. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, царю и отечеству, и Най-Турс мучительно переживает крушение веры в святость этих идеалов. Но для любимых героев Булгакова честь — это еще и верность другим людям, товариществу, долг перед младшими и слабыми. Полковник Малышев еще раньше распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления. Най-Турс сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срываете юнкера, почти мальчика, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, хочет похитить тело погибшего командира, извлекая его из горы трупов в подвале анатомического театра. Итак, сцена гибели Най-Турса и спасения Николки занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как особенно ярко выражает главную мысль повествования — честь — это тот главный стержень, который, собственно, делает человека человеком. Слово честь проходит в романе как лейтмотив. И присутствие чести, или ее отсутствие, сказывается во всех областях, в которых человек так или иначе пытается реализоваться. Най-Турс реализовался в полной мере, защищая своих подчиненных, спасая их жизни. Та тональность, в которой выдержан весь роман, глубоко нравственна по своей сути. Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что в романе названо «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики — по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Белая гвардия > Гибель Най Турса и спасение Николки (анализ эпизода из главы 11 части 2 романа М А Булгакова «Белая гвардия»)