👍Сочинение Жестокий урок истории в романе М А Булгакова «Белая гвардия» Белая гвардия
Жестокий урок истории в романе М А Булгакова «Белая гвардия» - сочинение

1.	«Белая гвардия» — размышление о судьбах народа и интеллигенции.
2.	Тема революции и гражданской войны — центральная тема романа.
3.	Герои романа, их гражданская и нравственная позиции.
Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» — произведение об исторических событиях Гражданской войны. Михаил Булгаков задумал роман об этом периоде истории еще на фронте. В «Белой гвардии» писатель размышляет о судьбах народа, интеллигенции, культуры, попавших в жернова исторических перемен и трагических событий.
Размышляя о России, Булгаков не мыслил ее без интеллигенции как первостепенной силы исторического развития. Михаил Афанасьевич на допросе в ОГПУ в 1926 году сказал: «Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением». С ужа 
сом для себя писатель осознавал, что вместе с белогвардейцами погибает и быт, и культура — все, что так дорого было ему. Попытка Турбинных, героев романа, с мечом в руках отстоять быт, который уже умирал, оценивалась Булгаковым как донкихотство. С этой гибелью, как считал писатель, гибло все.
Критика после выхода в свет «Белой гвардии» восприняла Михаила Булгакова как писателя-белогвардейца, так как герои его романа соединены традицией офицерства. Однако автор видел свою задачу в ином: он стремился создать социально-философский роман в традициях «Войны и мира» Л. Н. Толстого. Булгаков пытается быть объективным, оценивая тех, кто воевал за идеалы офицерской чести. Писатель утверждает мысль о том, что в братоубийственной войне не может быть правых, потому что каждый несет ответственность за пролитую кровь. Булгаков написал не роман об исторических событиях, а роман, в котором каждый из персонажей решает для себя, что такое родина, добро, правда, жизнь, героизм, Бог, человек. «Белая гвардия» имеет кольцевую композицию — действие начинается в доме Турбиных и заканчивается там же.
Эпиграф к роману взят из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, то есть автор пытается передать уже в самом начале то, что в романе речь идет о людях, отыскавших свою дорогу в метели и буране революционных событий. Центральная тема романа — тема революции и гражданской войны — тесно связана с вопросом нравственного выбора в тяжелых обстоятельствах, с проблемой дома и семьи, народа и его значения в ходе истории.
«Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» — это первая фраза романа о судьбе семьи Турбиных, которые живут в Киеве, в доме на Алексеевском спуске. Семья Турбиных — типичная интеллигентная семья, которая в момент повествования осиротела. В этой ситуации Алексей, Елена и Никол-  
ка Турбины решают для себя вопрос: как же жить? Они осиротели, но у них осталось то, что дает поддержку и жизненный ориентир — Дом, где находятся с детства любимые вещи: часы, играющие гавот, лампа под абажуром, изразцовая печь, кровати с блестящими шишечками. Это не просто вещи, это олицетворение прежнего уклада жизни семьи Турбиных, традиции, уходящие корнями в общенациональное бытие.



В устойчивый быт, размеренное бытие семьи вихрем врывается гражданская война, и жизнь меняется настолько, что неизвестно, чего ждать завтра. И Турбины пытаются сориентироваться в событиях военного времени, их моральные устои проверяются на прочность в сложной ситуации, их жизненные и гражданские позиции также испытываются. В романе изображены два центра: мир дома Турбиных и мир войны. Дом Турбиных основан на «камне веры» в царскую Россию, в православную культуру, а революционные события вступили в конфликт со старым Домом. Стихийные силы пытаются лишить веры, уничтожить старую культуру, то есть обездолить живущих в этом Доме. Булгаков отслеживает, как одолеют все препятствия, справятся с таким испытанием все те, кто имеет взаимоотношения с Домом на Алексеевском спуске — семья Турбиных, Тальберг, Мыш- лаевский, Шервинский, Лариосик. Булгаков изображает город, над которым нависла серьезная угроза: на Украине была провозглашена независимость, выбран гетман, и все это повлекло усиление националистических настроений. Русские словно оказались «вне закона», украинцы «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». На Киев наступал Петлюра, а русских офицеров предало Главное командование России. В Городе началась совершенно другая жизнь: с появлением разномастной крайне неблагонадежной публики, бежавшей от большевиков, открылись ночные притоны, рестораны, лавки, паштетные. Каждый из жителей практически кожей ощущали то, ; что грядут перемены, и страх перед неизвестностью усиливался. Трагические перемены действительно не замедлили явиться. Завязка узлового действия начинается с появления ночью в доме Турбиных закоченевшего, едва живого Мышлаевского, который поведал о том, насколько ужасна окопная жизнь на подступах к Городу и о том, что штаб совершил предательство. Позже в ту же ночь объявился муж Елены, Тальберг, который оставил ее в городе. При этом Тальбегр знал, что Город скоро займет Петлюра, но он оправдывался якобы благородными соображениями: тем, что не может «взять ее на скитания и неизвестность». Тальберг сбежал в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Позже, при помощи связей, он уезжает в Германию, откуда эмигрирует в Париж уже с новой женой. Булгаков словно проверяет своих героев на прочность и истинность их любви к родине, и это становится одним из главных вопросов, решаемых в романе. Братья Турбины, Карась и Мышлаевский решительно настроены на защиту города и гетмана. Они определяются в дивизион полковника Малышева. Но неожиданно в одну ночь все изменяется: гетман сбегает, бросив город и штаб. В город приходит Петлюра. Малышев, узнав об этом, распускает только вчера сформированный дивизион. Так же поступает и полковник Най-Турс. Героически, ценой собственной жизни он спасает часть своих солдат, в том числе и Николку Турбина. Герои «Белой гвардии» тяжело переживают это страшное время. Алексей Турбин был ранен и долго находился в беспамятстве. Страдания его особенно усиливаются при мысли о пролитой им чужой крови: «Неприятно... ох, неприятно... напрасно я застрелил его... Я, конечно, беру вину на себя... я убийца!»; «Был мир, и вот этот мир убит». Герой думает о том, какой будет жизнь завтра. Но он все испытания перенес с честью, и его внутренние убеждения остались несокрушимы. Пережив все удары судьбы, семья Турбиных выносит для себя жестокий урок истории и, в отличие от Тальберга и ему подобных, остается со своим народом, находят свое место в новой жизни, при этом не утратив собственного «я».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Белая гвардия > Жестокий урок истории в романе М А Булгакова «Белая гвардия»