Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М А Булгакова «Белая гвардия») - сочинение

Булгаков — один из величайших русских писателей XX века. Однако многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова при жизни не публиковались, так как пик его творчества пришелся на самые тяжелые годы репрессий тоталитарного сталинского режима. Писатель не вписывался в реалии жизни того времени, он даже не пытался рядиться в «попутнические цвета». Булгаков не менял своих взглядов по моде или из выгоды. «Цилиндр мой я с голодухи на базар снесу.
Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну», — писал он в «Записках на манжетах».
Главным, с чем вошел Булгаков в литературу 20-х годов, был роман «Белая гвардия» и возникшая на его основе пьеса «Дни Турбиных».
Одной из отличительных особенностей романа является тот личный тон, который проходит через все повествование. Книга похожа на немного романтизированную мечту-воспоминание уставшего от войны, измученного бездомьем человека.
Новизна романа Булгакова состояла прежде всего в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда еще не утихла взаимная ненависть, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных — хороших и плохих, мучащихся и заблуждающихся, умных и ограниченных — людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде — с очевидным сочувствием.
Честь — это то главное, что характеризует любимых героев Булгакова. Антиподами этих героев выступают персонажи, лишенные чести. Таков Тальберг, чужак в турбинской семье, бегущий вслед за немцами. Таков инженер Лисович, основные черты характера которого раскрываются уже в начале романа (глава 3).



«Тайна и двойственность зыбкого времени выражалась прежде всего в том, что был человек в кресле вовсе не Василий Иванович Лисович, а Василиса...», так называли все этого героя по первым буквам имени и отчества. В преддверии вторжения войск Петлюры Василиса, домовладелец, старательно рассовывает по тайникам деньги и ценности. К своему неудовольствию, он обнаруживает среди кредиток сто тридцать фальшивок. Он слышит сверху пение, веселые крики (у Турбиных гости), сердится, но потом решает, что время наступило смутное, а наверху все-таки офицеры, которые в случае необходимости могут защитить его. Однако ничто не спасает Василису. Пришедшие в дом «экспроприаторы» находят все его тайники — и инженер остается ни с чем. Василиса воплощает мир жадности и приспособленчества. Он, как и Тальберг, — чужой живущим над ним безрасчетным, открытым людям. Ограбленный бандитами, Василиса, прежде ярый противник старого режима, отныне уповает лишь на самодержавие: «Да-с... Злейшая диктатура, какую можно только себе представить... Самодержавие...» (это своего рода пародия на недавние слова Алексея Турбина, что «спасти Россию может только монархия»). То, что для Алексея Турбина — плод мучительных размышлений и попыток понять ход истории, для Василисы, демократа до первого ущерба себе, — лишь способ приспособиться к новой власти, к изменившимся обстоятельствам. Итак, эпизод о тайниках инженера Лисовича занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как особенно ярко выражает главную мысль повествования — честь — это тот главный стержень, который, собственно, делает человека человеком. Слово «честь» проходит в романе как лейтмотив. Булгаков дает понять, что людям свойственно заблуждаться, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему побуждению, мучительно расставаясь с тем, чему поклонялся. Для такого же человека, как Лисович, лишенного понятий чести, такие перемены легки, главное — припрятать ценности и в нужный момент обрести полезные связи. Та тональность, в которой выдержан весь роман, глубоко нравственна по своей сути. Страдания и муки бра тоубийственной войны, сознание справедливости того, что в романе названо «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики — по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Белая гвардия > Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М А Булгакова «Белая гвардия»)