Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из II действия драмы А Н Островского «Бесприданница») - сочинение

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, по- истине считается «певцом купеческого быта». Именно изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского.
В «Бесприданнице», написанной А.Н. Островским в 1879 году, уже нет той дикости и невежества, что в «темном царстве» «Грозы». Купцы водят дружбу с дворянами и чиновниками. К первым относится «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, ко вторым — «небогатый чиновник» Юлий Капитоныч Карандышев. Последнему, разорившемуся дворянину, трудно приспособиться к новым условиям жизни. Да, Юлий Капитоныч не богат и живет с матерью на скромное жалование, но сохранилось небольшое «именьишко», и он подумывает о карьере мирового судьи где-то в «захолустье». Стесненный деньгами, Карандышев все-таки старается угодить невесте: готовит квартиру, приглашает гостей на званный обед, пытается пустить пыль в глаза «роскошным» угощением. Однако гости замечают, что впервые их пригласили обедать, «а есть нечего».
Во втором действии драмы происходит встреча Ка- рандышева и Паратова в доме Ларисы. Надо сказать, что Сергея Сергеевича и Ларису связывали ранее нежные взаимоотношения. Мать Ларисы даже была уверена, что Паратов сделает предложение дочери, но он лишь всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». И тут перед свадьбой Ларисы и Карандышева Паратов внезапно появляется. Паратов живет на широкую ногу, не считая, тратит деньги, что, кстати, и приводит его в конечном счете к разорению. Однако предприимчивый красавец тут же находит богатую невесту, за которой в приданое даются золотые прииски. Ради выгоды он готов и себя продать: «У меня ... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Известие о предстоящем замужестве Ларисы задевает мужское самолюбие Паратова, и он мчится навестить бывшую «невесту». У него хватает наглости попрекать Ларису в неверности: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц...»



У Ларисы вдруг вспыхивает надежда, что ее «принц» вернулся именно ради нее, и она начинает оправдываться, уверяя Паратова, что была вынуждена дать согласие на брак: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из городу?» Добившись признания в любви, Паратов удовлетворен, но не более. Лариса — бесприданница, а значит, не может быть его женой по определению. Совершенно успокоившись, Паратов расспрашивает о женихе, о его достоинствах. Оказывается, Карандышев обладает лишь одним достоинством — он любит Ларису. Уединение Паратова и Ларисы прерывают Карандышев и Харита Игнатьевна, мать Ларисы. Соперники холодно раскланиваются. Во время беседы Юлий Капитонович осторожен, а Сергей Сергеевич явно старается затеять ссору, так и сыпля поговорками и пословицами: «на вкус, на цвет образца нет», «один любит арбуз, другой — свиной хрящик», «я еду-еду, не свищу, а наеду — не спущу». Карандышев не ожидал такого напора со стороны Паратова, не понимает, как нужно себя вести и о чем говорить со столь энергичным господином. В конце концов Паратов требует извинений от обомлевшего Карандышева. Разговор из мирного русла стараниями Сергея Сергеевича переходит в настоящую словесную перепалку, победителем из которой выходит Паратов — ему удалось унизить Юлия Капитоновича в глазах невесты и будущей тещи. В эпизоде встречи Карандышева и Паратова завязывается главная интрига пьесы — появляется так называемый любовный треугольник, трагической жертвой которого, в первую очередь, становится Лариса. Ее убивает обезумевший от ревности жених. Карандышева за убийство наверняка ждет каторга. Один лишь Паратов остается при своих интересах. Встреча соперников помогает лучше понять их характеры. Карандышев трусоват, плохо владеет ситуацией, не уверен в себе. Паратов же, напротив, напорист, самоуверен, нагл, по характеру — лидер. Кроме того, эпизод занимает важное место в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в нем поднимаются вопросы безнравственности брака, заключающегося по меркантильным соображениям ради благополучной и сытой жизни, брака, где нет место любви и уважению.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бесприданница > Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из II действия драмы А Н Островского «Бесприданница»)