Конспект урока на тему Искушение как лейтмотив в пьесе А Н Островского «Бесприданница» - сочинение

Тип урока: заключительное занятие по теме.

Тема урока: Искушение как лейтмотив в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».

Цели урока:

1. Познавательная цель – познакомить учеников с образом главной героини пьесы, рассмотреть произведение под новым углом: с точки зрения искушения.

2. Практическая цель – научиться сопоставлять образы, изображенные в пьесе, учиться во внешнем (в речи и поведении) видеть мотивы, толкающие личность на те или иные поступки.

3. Воспитательная цель – формировать общечеловеческие ценности (что важнее – любовь или деньги?), анализируя текст пьесы, учить состраданию, жалости.

4. Развивающая  общепредметная цель – выработать умения анализировать, сопоставлять и слушать.

Средства обучения: использование доски, видео- и аудиоматериалов.

Оформление класса: на доске цитаты из пьесы и высказывания критиков: «Эта женщина создана для блеску», «Хорош виноград да зелен», «Она создана для блеску», «Они смотрят на вас, как на вещь», «Во всем этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство» (В.Я.Лакшин), «Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев). Еще на перемене начинают звучать романсы, используемые в кинофильме Э.Рязанова «Жестокий романс», созданный по мотивам пьесы «Бесприданница», на уроке мы смотрим отрывки из него (сцена, когда Лариса просит Карандышева увезти ее в деревню; сцена, в которой Паратов уговаривает Ларису поехать с ними за Волгу). Атмосфера в классе позволяет создать подходящее настроение, приблизить ребят к героям пьесы.

Методы и приемы работы: эвристическая беседа, проблемные вопросы, рассказ учителя

Ход урока.

1 этап. Организационный момент. Во время приветствия звучит один из романсов – «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского.

2 этап. Вступительное слово учителя. Рассказ об истории создания пьесы (сороковая пьеса А.Н.Островского, которую он писал четыре года 1874-1879 года. Первый раз была поставлена в Малом театре, подготовленная за 10 дней).

3 этап. Беседа о восприятии пьесы. Учитель просит рассказать о личных впечатлениях после прочтения пьесы. После нескольких ответов дается задание рассказать краткий сюжет пьесы. Далее учитель рассказывает о том, как восприняли «Бесприданницу» критики: ее не поняли, зачеркивали как банальную историю про сентиментальную историю про сентиментальную девицу и ее рокового соблазнителя.

         Ребятам задается вопрос о загадке пьесы: почему ее до сих пор читают, почему именно по ней сняли не один фильм, почему ее и сейчас продолжают ставить на сцене? Ответ на этот вопрос мы находим по ходу урока: удивительная актуальность проблем, поднятых в пьесе, ее современность; образ самой героини.

4 этап. Беседа о характере Ларисы (остальных персонажей подробно рассматривали на прошлом уроке), ребята рассказывают, как они понимают имя главной героини – «чайка» – мечется, стремится к свободе, иная, отличающаяся от всего, что ее окружает. Актуализируем знания, полученные на прошлом уроке: какое царство окружает Ларису (царство денег и самолюбия). Рассматриваем тему урока – Искушение как лейтмотив пьесы – доказываем это положение следующей схемой (не забыли раскрыть понятие «лейтмотива»):

Огудалова                                       блестящее будущее

Паратов                                           деньги

Лариса                                             любовь

Карандышев                                    самолюбие

Кнуров                                            власть

Вожеватов                                       красота

         Схема заполняется одновременно с ребятами: они называет, чем искушаем каждый герой пьесы. Получается, что Лариса была искушаема всем этим (доказательства – примеры из текста), но поддалась только одному искушению – искушению любовью. Кто ее толкает на измену? Ученики называют фамилии Карандышева и Паратова (в качестве доказательства этого – смотрим две сцены из фильма: сцена, когда Лариса просит Карандышева увезти ее в деревню; сцена, в которой Паратов уговаривает Ларису поехать с ними за Волгу).

         Учителем задается вопрос о том, был ли у Ларисы иной выход, кроме смерти (этот вопрос был задан на дом для обдумывания). Ответы ребят кратко фиксируются в виде схемы на доске:

 

дом (тихий, деревенский уголок)                               семья (мать, сестра)

Лариса

друзья                                                       любовь

 

Рассматривая каждый из вариантов, приходим к выводу о том, что, несмотря на свободу выбора, выбора у Ларисы на самом деле не было: судьба женщины в то время предопределена, когда у нее появляется свободный выбор – она гибнет.

Следующий проблемный вопрос: в чем заключается счастье женщины? О чем мечтают героини А.Н.Островского, Катерина и Лариса? В чем заключается счастье для вас самих?

Делается вывод о счастье и о злободневности пьесы (ничего не изменилось, в современной жизни мы можем встретить каждого персонажа пьесы). Таким образом, подведя итог урока, на следующем занятии (у нас было два урока подряд) мы продолжаем анализировать образ Ларисы, сопоставляя ее с Катериной из «Грозы».

Учитель-практикант:

Скворцова Светлана Николаевна







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бесприданница > Конспект урока на тему Искушение как лейтмотив в пьесе А Н Островского «Бесприданница»