Обед у Карандышева (анализ сцены из III действия драмы А Н Островского «Бесприданница») - сочинение

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, по- истине считается «певцом купеческого быта». Именно изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского.
В «Бесприданнице», написанной А.Н. Островским в 1879 году, уже нет той дикости и невежества, что в «темном царстве» «Грозы». Купцы водят дружбу с дворянами и чиновниками. К первым относится «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, ко вторым — «небогатый чиновник» Юлий Капитоныч Карандышев. Последнему, разорившемуся дворянину, трудно приспособиться к новым условиям жизни. Да, Юлий Капитоныч не богат и живет с матерью на скромное жалование, но сохранилось небольшое «именьишко», и он подумывает о карьере мирового судьи где-то в «захолустье».
Стесненный деньгами Карандышев все-таки старается угодить невесте: готовит квартиру, приглашает гостей на званный обед, пытается «бросить пыль в глаза» купцам «роскошным» угощением. Для Карандышева это не просто обед. Обед для него — символ самоутверждения в обществе друзей Ларисы.
Сцена обеда происходит в третьем акте, события, описываемые в ней, — следствие конфликта, завязавшегося между Паратовым и Карандышевым во втором действии при их знакомстве в доме Ларисы. Там Паратову удалось унизить Карандышева в глазах невесты и ее матери, теперь же, на обеде, Карандышев решил взять реванш и доказать, что он человек, достойный руки Ларисы. Ему хотелось, чтобы все видели, что такая женщина, как Лариса, предпочла именно его: «Я счастлив сегодня, я торжествую». Поднимая в честь невесты тост, Юлий Капитонович расхваливает ее таланты, однако, отмечает, что главное, неоцененное достоинство Ларисы Дмитриевны заключается в ее умении «ценить и выбирать людей. Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она умеет отличать золото от мишуры. Много блестящих молодых людей окружало ее; но она мишурным блеском не прельстилась. Она искала для себя человека не блестящего, а достойного...» Карандышев настолько счастлив, что он даже не замечает издевательств со стороны гостей, отметивших, что впервые их пригласили обедать, «а есть нечего», что хозяевам предлагают не вино, а «микстуру какую-то», да и сигары — самые дешевые. Юлия Капитоновича сознательно спаивают. Если не удалось поесть, то гости решают хотя бы подтрунить над хозяином, и делают это зло, особенно старается Паратов.
Лариса смущена поведением пьяного Карандышева, ставшим таким ничтожным в ее глазах, что она, недолго думая, соглашается продолжить вечеринку вместе с Паратовым на его пароходе «Ласточка». «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге», — уезжая с Паратовым, кричит Лариса удерживающей ее матери.



Хмель выветривается из головы Карандышева. Только теперь он начинает понимать всю нелепость своего положения. Им движет единственное желание — отомстить за позор. И только кровь может смыть бесчестие. Итак, в сцене обеда у Карандышева Паратов одерживает окончательную победу над униженным соперником. Свадьба расстроена. Лариса вручает свою судьбу в руки Паратова, который не замедлил воспользоваться создавшимся положением. Кроме того, эпизод занимает важное место в идейно-художественном осмыслении драмы, так как в нем поднимаются морально-этические и социальные вопросы. С точки зрения морали финал обеда особенно ярко показывает беспринципность, безнравственность и легкомыслие Паратова, который, несмотря на то, что не собирался жениться, увозит Ларису на свой пароход, тем самым не оставляя молодой женщине никаких шансов жить в согласии со своей совестью. С точки зрения социальной, автор показывает взаимоотношения между людьми богатыми и бедными, в основе которых лежит презрение первых ко вторым. Общество, в котором звание Человека заслуживается только тугим кошельком — аморально. «Любовь» здесь воспринимается как товар, как вещь, которой можно владеть. Как и Катерина из драмы Островского «Гроза», Лариса «бежит» от фальши окружающего ее общества, она не может смириться с жизнью во лжи, к которой привыкли и которую принимают люди «темного царства».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бесприданница > Обед у Карандышева (анализ сцены из III действия драмы А Н Островского «Бесприданница»)