Утраченные иллюзии (по пьесе А Н Островского «Бесприданница») - сочинение

«Бесприданница» — это одна из самых острых драм Островского. Она охватывает широкий круг вопросов — социальных, нравственных, психологических. И в том числе рассказывает об утраченных иллюзиях. В пьсе автор показывает, как разбиваются мечты не одной лишь героини, но также двух мужчин в ее жизни — Паратова и Карандышева.
В пьесе присутствует любовный треугольник: Лариса — Паратов — ; Карандышев. Лариса любит Паратова, Карандышев — Ларису, а сам Паратов любит, пожалуй, лишь деньги и положение в обществе. Каждый из этих трех героев имеет свои надежды и чаяния, свои ожидания от судьбы, которые не сбываются.
Кто же и что именно теряет в этой драме Островского? Какие иллюзии утрачиваются? Каждый из главных героев сталкивается с крушением надежд. Но трагичнее всего история Ларисы, ведь самые сладкие надежды питала она, и самые сильные страдания от разбитых мечтаний претерпела тоже она.
Лариса изначально предстает перед нами девушкой мечтательной, романтичной. Живя среди обычных людей, мыслями она пребывает далеко. Отзвуками ее воображаемого мира являются те стихи, которые она читает, романсы, которые исполняет. Неудивительно, что молодой, блестящий, красивый Паратов увлек мечтательное сердце девушки. Она не обладает внутренним стержнем, ‘ умением разбираться в людях, поэтому увлеклась внешним блеском. Но само чувство ее серьезно и отнюдь не поверхностно.
В отсутствие Паратова его образ трансформируется в сознании Ларисы. Теперь это не просто любимый человек, которого она знала год назад, а идеал, далекий, видимый лишь сквозь дымку романтических воспоминаний. К тому же он представляет собой контраст с окружающей Ларису обыденностью.
Наряду с образом Паратова и неотделимо от него в душе Ларисы живут мысли об ином, светлом, сказочном мире. Паратов для нее —  олицетворение этого мира. Возможно, тяга к роскоши и богатству играют не последнюю роль в увлечении героини. Но нельзя только этим ограничивать ее характер. Для нее гораздо важнее мечта.
Когда мы слышим о Паратове от Ларисы (в начале пьесы), нам представляется весьма приятный молодой человек. Правда, уже настораживают в его поведении некоторые «мелочи». Например, то, что Паратов без всякого страха стреляет в любимую девушку, чтобы выбить у нее из рук монету, тем самым стремясь показать свою меткость и хладнокровие. Так ли уж он ценит ее, если может целиться в нее равнодушно, с улыбкой на лице?



Возможность объективно оценить Паратова мы получаем, когда он сам непосредственно появляется на сцене. Оказывается, что вопреки представлениям Ларисы это человек в высшей степени недостойный, эгоистичный, циничный. Он прекрасно знает о чувствах к нему Ларисы и ее положении, но, тем не менее, увозит ее за Волгу, предварительно посмеявшись над ее женихом. Он играет с ней, а затем унижает, признавшись в несерьезности своих намерений. В эту ночь рушатся иллюзии Ларисы. Притом не один лишь Паратов унижает ее. Кнуров и Вожеватов играют в орлянку, чтобы узнать, кому она достанется. Карандышев довершает сцену унижения, рассказав об игре Ларисе. Она полностью раздавлена тем, что для окружающих ее людей является вещью, предметом купли-продажи. Крушение всех планов и надежд буквально в одночасье не может не сломать такую слабую натуру, как Лариса. Карандышев оказывает ей услугу, застрелив ее. Но даже когда несчастная девушка умирает, за сценой продолжает раздаваться цыганский хор. Никого не потрясла эта смерть. Поздно спохватившийся Паратов велит цыганам замолчать, но хор продолжает звучать. Ни при жизни, ни даже после смерти к Ларисе не отнеслись по-человечески, как к личности. Карандышев, выстрелив в Ларису, убивает и себя. Он тоже несчастен, его иллюзии также разбиты. Типичный «маленький человек» в русской литературе, он смешон и нелеп. Нелепыми выглядят его попытки играть в светского человека, когда он приглашает всех к себе на обед. Нелепа и его требовательность к Ларисе, попытка показать себя будущим мужем, главой семьи. Но, с другой стороны, почему он не вправе рассчитывать на семейное счастье? Конечно, Лариса стоит гораздо выше его, но любит-то он именно ее, сердцу не прикажешь. Кто же дал Паратову право унижать этого жалкого человека? Он увозит Ларису, хотя прекрасно знает, что вернет ее Карандышеву. А ведь и маленький человек может испытывать великие страдания. Его монолог о себе вызывает жалость к нему и негодование по отношению к Паратову. Он признает, что стоит того, чтобы над ним смеялись в собственном доме (хотя никто этого не стоит). И он невыносимо страдает от того, что ему растоптали сердце. Никто не имеет морального права так шутить, а для богатых господ это была именно шутка. Они сами не сознавали, какие страдания доставляют Карандышеву. Только растоптанное сердце заставило его, этого смиреннейшего человека, взяться за оружие, заговорить о мести и, наконец, убить любимую женщину. Так были разрушены мечты и ожидания Карандышева. Паратов тоже прощается со своими мечтами. Он ведь сам признается, что в его душе еще живут благородные чувства. Но он отказывается от Ларисы, жертвуя тем лучшим, что у него было. Побеждают дух торгашества и жажда наживы. Будет ли Паратов счастлив? Пожалуй, да. Вряд ли он через какое-то время вспомнит Ларису и будет жалеть о ней. Он получит то, что желает, осуществит все свои планы. А как же романтические мечты? Бывает, что люди живут и без них. Так же будет жить и Паратов. В мире, где все продается и покупается, нет места чистой мечте, невозможны искренние отношения. Пьеса «Бесприданница» рассказывает нам о том, как рушатся иллюзии, разбиваясь о стену реальной жизни. Островский показал нам, читателям, трагизм человеческой судьбы, враждебность холодного мира живому сердцу, жаждущему любви и сострадания.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бесприданница > Утраченные иллюзии (по пьесе А Н Островского «Бесприданница»)