Сочинения > Блок > А А Блок «Вхожу я в темные храмы »
А А Блок «Вхожу я в темные храмы » - сочинение


Вишнуиты и шиваиты. Храмы Шивы и Вишну. “Рамаяна”. Праздник Холи
Бунин «Темные аллеи» (анализ)
«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» (История написания)



Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Блок написал стихотворение «Вхожу я в темные храмы...» 25 октября 1902 года. Каждое конкретное стихотворение художника следует рассматривать в контексте цикла, к которому оно относится, а цикл в единстве с поэтической эволюцией А. Блока. Известно, что свое творчество он осмыслял в его единстве, называя все написанное «романом в стихах». Цельность творчества и личности художника подтверждают замечательные слова М. Горького о нем: «Это настоящий, волею Божьей поэт и человек бесстрашной искренности». Блок дебютировал в 1902 году, так что анализируемое стихотворение — одно из ранних произведений, вошедших в цикл 1898—1904 годов под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Надежды на то, что в мир должна «влиться» «вечная женственность», свидетельствуют отчасти о неудовлетворенности поэта действительностью, о желании замкнуться на личных переживаниях, отрешиться от всего земного: Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Идея женской души была связана у поэта с верой в грядущую гармонию. Он полагал, что необычной, выходящей за пределы литературы, оказалась сила женской души в поэзии Ф. И. Тютчева, но только символистам, по мнению А. Блока, суждено было постичь «весь ужас этой самой женской души», т. е. только они почувствовали катастрофичность мира и возможность его спасения благодаря женскому началу: О, Святая, как ласковы свечи,  Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Стихотворению придается характер молитвы. Однако ощущения лирического героя двойственны: в Величавой Вечной Жене он видит и земную женщину. Блок писал J1. Д. Менделеевой, своей возлюбленной, потом — жене, что «не может уйти в полную отвлеченность, что она его «земное бытие»: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ... Чувство к Прекрасной Даме, к символу, чувство платоническое передается целым рядом образных средств. Это цветовые эпитеты (темные храмы, красные лампады, озаренный образ), но они же включаются в ряд эпитетов чувств и восприятия (бедный обряд, высокие колонны, ласковые свечи, милая). Как часто это делал А. С. Пушкин, Блок также не описывает конкретного образа женщины. Читателю приходится самому решать: идет ли речь о Богородице или, погружаясь в храме в душевный, миротворный, умиротворенный сон, он, лирический герой, на всех иконах угадывает черты, находит сходства со своей Милой: О, я привык к этим ризам Величавой Великой Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. Описание полностью сосредоточено на чувствах поэта, характер сюжета довольно условен. Двойственность — как принцип поэтики стихотворения — выразилась в приемах изложения происходящего: «У тени высокой колонны / Дрожу я от скрипа дверей...» То есть лирический герой, с одной стороны, ожидает прихода возлюбленной. С другой — она уже здесь: «Ив лицо мне глядит, озаренный,/Только образ, лишь сон о Ней». Это одно из первых стихотворений Блока, в котором тема любви представлена как синтез небесного и земного: его в начале творческого пути поэт называл «земным не- божительством». Тема подчиняет себе весь строй поэтической речи. Язык стиха соответствует фантастичности и загадочности изображаемого: темные храмы, тень колонн и мерцание лампад, высокие карнизы, ласковые свечи, сказки, сны, улыбки. Будучи тесно связанным с символистами, А. Блок рассматривает и использует поэтическое слово как условный знак, символ потустороннего, нереального мира. Как и другие символисты, он чуждался живой, «грубой» повседневности, поэтому его стих поражает музыкальностью, изысканностью, тонкой художественной отделкой. И все увязывается воедино чувством неподдельной искренности. Прочитав его произведение, М. Горький воскликнул: «Блоку верьте!»

Похожие сочинения


Вишнуиты и шиваиты. Храмы Шивы и Вишну. “Рамаяна”. Праздник Холи
Бунин «Темные аллеи» (анализ)
«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» (История написания)

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее