Дыхание революции и «страшный мир» Блока (Сочинение эссе о трагедийности мироощущения русских поэтов) - сочинение

Александр Блок страстно жаждал революции, обновления жизни и великого перелома в судьбах России. Он творил в порыве обновляющего вдохновения, эта способность угасла у него только тогда, когда революция показала поэту свой неприглядный лик. Лирический герой Блока радовался грядущим переменам, отрицал отжившее, но видел революцию по-своему:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.
До революции мир Прекрасной Дамы был для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой Блока спустился с высот одинокого счастья, красоты и оказался в мире реальном, земном, который поэт назовет «страшным миром». Не могу понять, за что он так ненавидел «старый мир», где тихо страдала о непонятном Прекрасная Дама? Не думаю, что поэт хотел обрядить ее в кожаную тужурку и красную косынку:
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...
Академический Блок зачем-то перед революцией избирает своим рабочим кабинетом петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто- то людей считает в тишине», идущих на фабрику.
Они войдут и разбредутся,



Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. Поэт вышел из семейств естествоиспытателей и женат был на дочке великого химика. Ну что стоило ему представить, что виновата «фабрика» человеческой алчности, а не царская Россия, во всех бедах людских? Но он винит Россию золотопогонную в угнетении народа, который ел сытнее своих европейских «камрадов» по Интернационалу и жил повольготней. Нет, поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд, и строго судит при этом: Так - негодует все, что сыто, Тоскует сытость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Корыто будет полным-полно и у верховных коммунистов, и у их наследников-«демократов», где же поэтическая мудрость? У Блока от этого недоразумения страдания лирического героя обостряются до истеричной меланхолии. Его бы к нам в 21-й век, где снова «под насыпью, во рву некошеном» валяется раздавленное колесами этой жизни духовное наследие России. Блок сам, не желая того, толкнул Прекрасную Даму под бронепоезд революции. Картины «старого» бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики» испускают «испытанные остряки» «пьяницам с глазами кроликов», для которых «истина в вине». Это и называет поэт «страшным миром». «Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Счастья нет даже в «соловьином саду», но его нет и здесь. Поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом «страшном мире». Мир надо переделать. Но за этим решением скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. По мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная жертва: «мы наш, мы новый мир построим». Поэт приносит себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Он из семьи естествоиспытателей, вот поэтому и поставил на себе смертельный эксперимент. Честь и хвала ему за это! Отрицательный результат - тоже результат.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Блок > Дыхание революции и «страшный мир» Блока (Сочинение эссе о трагедийности мироощущения русских поэтов)