ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А А БЛОКА - сочинение

Александр Блок, его имя, особый мир его поэзии приходят к нам в юности. Свое творчество Блок осмыслил в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, который объединяет все — лирику, драмы, поэмы, — «трилогией вочеловеченья».
Главная тема трилогии Блока — путь лирического героя, в результате которого он хочет отстраниться от жизненных реалий мистического мировосприятия, чтобы понять и разделить чаяния народа, любовь, преклонение перед Вечной Женственностью, Прекрасной Дамой и реальную любовь к Родине, России. Поэтому каждое его стихотворение — это страница большой книги, тема которой — жизнь.
В 1898—1904 годах Александр Блок создает первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Этот цикл отразил стремление к вечному идеалу красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Он хочет замкнуться на личных переживаниях, отрешиться от всего земного:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — я ясен нестерпимо
И молча жду, — тоскуя и любя.
В этом цикле поэт не только восхищается прекрасным, но и пытается разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного.
В начале 900-х годов поэт открывает для себя кричащие противоречия реальной действительности. Это изменяет весь строй его поэтического мира. Второй цикл стихов поэт назвал «Распутьем». Лирический герой здесь пытается пересмотреть свои прежние идеалы, ищет новые, пока неизвестные пути. Иногда лирический герой выступает по-прежнему в роли рыцаря, в иные минуты это глубоко раздвоенная личность. Прекрасная Дама не отвлеченный образ, как в прежнем цикле, а чаще земная девушка, подруга Арлекина — Коломбина. Автор стремится понять жизнь. Потеряны прежние ориентиры, а новые пока не определены. Поэтому все чаще  
в стихах слышится тревога и появляются необычные фигуры: черный человек, красный карлик, бедные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк, женщи- на-самоубийца. И над всеми царит грозный город: «И меня поглотили дома». К прежнему нет возврата. Может быть, по этой причине цикл заканчивается смертью героини, которой прежде поклонялся лирический герой. Поэт всматривается в новый мир и пытается рассказать о нем:
В соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
В том, как рассказано о судьбе рабочих фабрики, проявляется характер мыслей и чувств героя. Мотивы «Фабрики» получают свое развитие в период 1905 года. Но не все герои революции понятны поэту, он думает о разрушительности стихии народного движения. События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Блока. Потом был сделан шаг в его движении к народу, к России, к постижению своего пути. Постепенно в душе лирического героя назревает кризис, поиски идеала завели его в тупик, он презирает мещанство, но понимает, что ему нечего противопоставить. В это время Блок пишет свою «Незнакомку».
Начинается стихотворение с реалистической, хотя и ярко окрашенной иронией картины петербургского пригорода с «пылью переулочной», «скукой загородных дач». Но это только одна сторона. Уже в начальных строках «Незнакомки» слышится трагическая нота — «раздается детский плач». Строки о банальной романтической луне лишь подчеркивают трагизм существования лирического героя в «страшном мире» города. Образы неба, луны расширяют границы происходящего.
3	82 лучших сочинения по рус. лит. 

Из глубин раздвоенного сознания поднимается мечта. Она приходит в образе героини — существа таинственного. Это то ли реальная женщина, то ли видение — «иль это только снится мне». Портрет ее представлен романтически — в дымке, тумане:
...Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.



Незнакомка — это красивая мечта, сказка. Ее образ одухотворен лирическим героем. Она для него является символом красоты, которая спасет мир. Ее непохожесть на остальных, отвлеченность, даже одиночество («всегда без спутников, одна») поднимают ее над пошлостью обыденной жизни. Но герой не может понять, что же это — фантазия или «сокровище» сердца героя, способного верить в лучшее, искать его и, наконец, среди пошлости распознать истинную красоту. Но на самом деле красота, идеалы оказываются лишь плодом фантазии: Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Стихотворение «О, весна, без конца и без краю...» в какой-то мере продолжает внутреннюю тему «Незнакомки». Но весна здесь представлена не просто как время года, а скорее как чувство, пробуждение жизненных сил и творческих порывов. Любовное чувство у Блока — всегда проявление жизни во всех ее противоречиях и стимул к творчеству, борьбе: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» Что же такое жизнь для поэта? Прежде всего — жизнь духа, неравнодушие к проблемам современности. Это жизнь Родины, России: Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томление рабских трудов! Это и жизнь сердца — любовь. Любимая женщина для поэта — тайна. С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах. Она прекрасна и холодна. И этот холод пьянит. Женщина — символ стихийного начала. «Буйный ветер в змеиных кудрях» — проявление необузданной стихии природы, жизни. И лирический герой готов противостоять этой силе, потому что поединок этот и есть выражение жизни, любви. В Ленинграде, в Доме-музее Блока на столике поэта стоит портрет. Это портрет Любови Дмитриевны Менделеевой — дочери великого химика и жены великого поэта. Именно любовь к этой женщине Блок пронес через всю жизнь. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной стояло на столе — так начинается одно из лучших стихотворений Блока. Стихотворение вошло в книгу «Ночные часы» (цикл «На родине»). Оно об одиночестве и горечи разлуки, о потерянном счастье. Это один мотив. Другой — любовь уводит человека от битв, от подвига жизни в мир красивый, но далекий, от жизненных бурь. Эта тема будет развита в поэме «Соловьиный сад». Поэт называет героиню «милой», «нежной», но несчастной. Она, как и лирический герой, живет на «горестной земле», и неудовлетворенность терзает и ее. Еще одно качество героини называет поэт — гордыня. Это душевная неуспокоенность, неумение смириться. «В сырую ночь», в неизвестность уходит она, сильная, смелая. Трагедия героя не только в том, что любимая отдала «судьбу другому», но и в общей надломленности существования. «Уже не мечтатель, я крепко сплю» — вот как охарактеризовано его состояние. Это уже далеко не тот человек, который видит идеал в Незнакомке. Лирический герой — пессимист. Россия в творчестве Блока многолика. Но одно чувство — безоглядная любовь — пронизывает все стихи поэта. Россия для Блока — вся его жизнь. Любовь к Родине — чувство глубокое, нежное, как любовь к матери, жене: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? В то же время в стихах поэта звучит мотив неуспокоенности, борьбы. Так, в цикле «На поле Куликовом» запечатлена Россия, устремленная вперед сквозь битвы и испытания, летящая в будущее. Герой цикла — это борец, воин времен Куликовской битвы и вместе с тем современник поэта. Родина — самое дорогое для него. Лирический герой Блока прошел путь от влюбленного пылкого юноши, мечтателя, пытавшего постигнуть тайну Прекрасного, до борца, защитника Родины. Таким был и путь поэта.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Блок > ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А А БЛОКА