Символизм А Блока - сочинение

Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикои одного из модернистских литературных течений того времени - символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса - мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом.

Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения - никаких красок, только оттенки. Задача поэта - внушать читателю определенное настроение.

Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное - с помощью изобразительного, К примеру, у Брюсова: В гармонии тени мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий. Реальность, как таковая, изгоняется из поэзии: перед нами открывается зыбкий и неуловимый мир образов, для которого трудно найти логические связи, который подчинен произвольным авторским ассоциациям, насквозь субъективным и требующим дополнительных объяснений. Божественная интуиция, творческое озарение - вот основа всякого искусства, и его цель - выразить, изобразить миг этого прозрения, прорыва за пределы реального, .познаваемого. Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма.

Особенно велико было влияние русского философа, и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане - любовь к Л.

Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола. Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Блока. Она - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов - ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон.

К тому же описать - значит, определить, а определить - значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны.

В стихотворении «Фабрика» поэт рисует фигуру некоего чудовища с «медным» голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы. Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне - ты почиешь, Русь, Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме «Двенадцать»: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем...

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк.

Пожалуй, для самого автора фигура Христа - выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро. Музыкальность - одно из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды. Все померкло, прошло, отошло...

Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо. В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма («Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечитъ, Несбывшееся - воплотить!







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Блок > Символизм А Блока