👍Сочинение Бодлер – поздний романтик и предтеча символизма Бодлер
Бодлер – поздний романтик и предтеча символизма - сочинение

Цель:   ознакомить учеников с жизнью и творчеством Ш. Бодлера, обратить внимание на противоречивость его мировоззрения и характера, особенности эстетичной и философской концепции его произведений, развивать у учеников навыки анализа поэтических произведений.

Тип урока:     изучение нового материала.

Оборудование: портрет Шарля Бодлера репродукции К. Моне, Э. Мане, П. Бритая, Дж. Энсора, О. Родена, аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена, учебники-хрестоматии для 10 класса.

Бодлер... Этот король поэтов, настоящий бог.

А. Рембо.

Ход урока.

І. Страницами биографии Бодлера.

Выдающийся французский поэт Шарль Бодлер прошел сложный жизненный и творческий путь. В своих поэтических и публицистических произведениях Бодлер выступал против буржуазного общества, его моральных и социальных ценностей. Именно поэтому его книга «Цветы зла» была осуждена реакционным судом Второй империи. Эстетизируя безобразное в форме поэтического и морального эпатажа французского обывателя, Бодлер в своих поэзиях и критически-публицистических статьях заложил теоретические основания декадентства, которые углубили и развили С. Маларме, П. Верлен, А. Рембо и др.

Шарль Бодлер рано потерял отца, участника Великой Французской революции конца ХVІІІ столетия. В юношеские годы будущий поэт сперва работал педагогом на одном из островов в Индийском океане, но скоро отказался от служебной карьеры и целиком посвятил себя профессии журналиста и литератора. Бодлер активно участвовал в июньском восстании 1848 года, был на баррикадах вместе с Пьером Дюпоном, сторонником социалистических утопических идей. В 1857 году издает свою книгу стихов «Цветы зла», которую направляет против «кошмара буржуазной жизни». Реакционное 

правительство организовало судебный процесс, а точнее позорное судилище над этим сборником и, наконец, запретило его за «антинравственность». Только в 1946 году этот позорный приговор было упразднен. Поэт Теодор де Банвиль говорил о нем другое: «Если можно назвать человека приятным, то в наибольшей мере это касается Бодлера. Взгляд его преисполнен жизнью и мыслью... Когда я слушал его быстрый, изысканный язык, язык настоящего парижанина, мне казалось, что с глаз моих спадает повязка, что передо мною отворяется безграничный мир образов, идей, величественных пейзажей...».

В «Цветах зла» рядом с социально-обостренными циклами «Парижские картины» и «Бунт», в который вошла поэма «Авель и Каин» помещен ряд стихов, которые послужили основанием для литературоведов считать его предтечей декадентства. Под конец жизни Бодлер был намерен выступить с острым разоблачительным памфлетом, направленным против всей буржуазной действительности и ее системы ценностей. Но неожиданная смерть, после тяжелого паралича в 1867 году оборвала тревожную жизнь поэта-бунтаря.

Переводчиками Бодлера на украинский язык стали П. Грабовский, В. Щуран, П. Филиппович, Г. Терещенко, Д. Павлычко и закарпатский писатель И. Петровцы.

Параллельно с рассказом учителя идет графический дубляж его основных положений с помощью сигнальных карт, которые вывешиваются на доске по ходу урока. Таким образом, поставленный вопрос постепенно закрывается.

ІІ. Романтизм. Блиц-турнир.

Вопросы.

•          Какие предпосылки возникновения романтизма?

•          Какие идеалы провозглашали романтики?

•          Какие основные основы романтизма?

•          Какие идеалы провозглашали романтики?

•          Назовите основные признаки романтических героев.

ІІІ. Основные основы художника.

Словарная работа.

Синестезия — способ написания стихов, когда цвет, звуки, запахи выражаются друг через друга.

Предтеча — предшественник, зачинатель.

Беседа по вопросам учителя

1.         Что такое модернизм?

2.         Когда он возник?

3.         Назовите представителей модернизма в разных видах искусства.

4.         Какое основное отношение к человеку и жизни провозгласили модернисты?

5.         Назовите особенности поэтики модернистов.

6.         Какие философские теории стали основой модернизма?

7.         С каким литературным направлением генетически связан модернизм?

8.         Что соединяет эти направления?

Отвечая на последний вопрос, ученики записывают в тетрадь общие черты модернизма и романтизма:

•          внимание к внутреннему миру личности, раскрытие ее переживаний, чувств, порывов души;

•          предоставление преимущества интуиции, подсознательному;

•          тайное содержание;

•          символьная природа искусства;

•          духовный мир личности - вторая реальность;

•          тяга к Красоте, миру высоких идеалов.

Проверка усвоения учебного материала (определяющая схема символизма и романтизма).

IV.       Анализ отдельных поэзий сборника «Цветы зла». «Альбатрос».

Под музыку Л. Ван Бетховена «Лунная соната» учитель читает поэзию «Альбатрос» в переводе Д. Павлычко.

1.         Какие два мира противопоставляются друг другу в стихе?

2.         Охарактеризуйте образ лирического героя.

3.         Символом чего в стихе есть альбатрос?

4.         Какие еще символы есть в тексте?

5.         Назвать элементы романтизма и символизма в этом стихе.

6.         На примере стиха «Альбатрос» охарактеризуйте отношение Бодлера к поэзии.

Работа с рисунком.

•          Что символизируют собой крылья альбатроса? Какой человек имеет

 крылья?

V.        Компаративный анализ поэзий «Альбатрос» и диптиха Лины Костенко «Чайка на льдине», «Крылья».

VI.       Итоговая беседа.

•          Какие признаки романтизма и символизма вы запомнили в творчестве Бодлера?

•          Какие настроения старается воплотить художник в произведении  «Альбатрос»?

•          Какой из переводов является менее трагическим и более оптимистичным?

•          Почему поэзии Шарля Бодлера пессимистические, а Лины Костенко - оптимистичные?

VII. Домашняя задача.

1.         Выписать основные тезисы биографии.

2.         Сделать целостный анализ стиха «Альбатрос».

3.         Используя символы, написать собственный стих.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бодлер > Бодлер – поздний романтик и предтеча символизма