ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» - сочинение

В литературе каждого народа есть писатели и поэты, к которым применимы слова, сказанные А. Григорьевым о Пушкине: «Наше все!» Для итальянцев «всем» в изящной словесности является флорентинец Данте Алигьери: поэт, писатель, ученый и философ; создатель итальянского литературного языка, автор самого читаемого (до сих пор!) и комментируемого (после Священного Писания) произведения — «Божественной комедии».
Данте известен во всем мире не только своим творчеством, но и своей великой любовью к Беатриче Портинари. Этой любовью пронизано все творчество Данте — от первой книги «Новая жизнь», где поэт в стихах и прозаических фрагментах рассказывает всю историю знакомства с Беатриче вплоть до ее безвременной кончины, до поздней «Божественной комедии».
После смерти возлюбленной, которая наполняла всю его жизнь смыслом, Данте ищет утешения в общественной деятельности и добивается признания как оратор и политический деятель города-коммуны Флоренции, в науке и философии, и в результате появляются многочисленные трактаты. Одним самым известным является трактат «О народном красноречии», посвященный классификации языков, родственных латинскому (они получили название романских). В трактате «Пир» Данте подвергает тщательному исследованию сложнейшие философские, богословские, морально-этические вопросы. В трактате «О монархии» он излагает свои политические взгляды и утопическую идею всемирного единого государства, в котором правят уважение к людям и справедливость.
Главным произведением всего творчества и более чем полувекового жизненного пути и сам Данте, и его современники, и потомки считали «Комедию». О столь высокой оценке этого произведения говорит эпитет «божественная», который «Комедия» приобрела многие годы спустя после смерти поэта. Написанная специально созданной для этого строфой — терцинами (трехстишием), разделенная поэтом на три равные части по 33 песни в каждой, дополненная еще одной песней-введением, поэма Данте является совершенством и символом совершенства, что выражается в символике чисел. Числа поэмы: тройка и производные от нее (9, 33) — символ Божественной Троицы, отпечаток которой несет в себе все в мире; семерка — символ Бога и ангелов, наконец, сотня — число божественного совершенства. Эти числа пронизывают всю систему произведения.
При жизни Данте появление «Комедии» вызвало споры и всеобщее восхищение. Каждый, кто читал произведение, составляет для себя свое мнение; ученые постоянно составляют комментарии к «Божественной комедии».
Это произведение — магический кристалл, в котором отразились эпоха раннего Возрождения в Италии, флорентийские и всеитальянские политические войны партий, а также многое другое. Сам Данте писал, что его поэма многозначна и в своей многозначности подобна Библии. В «Божественной комедии», имеющей очень простой сюжет, несколько планов восприятия. Ее можно читать как палимпсест — древний текст, написанный поверх другой, затертой рукописи. В «Божественной комедии» также слой следует за слоем: реальные события жизни Данте и реальные события жизни Италии, философско-аллегорический подтекст, богословский подтекст и так далее, практически до бесконечности.
Данте в «Комедии» — человек, удостоившийся великой милости Бога. Ему разрешено по просьбе ангела Беатриче, для которой небезразлично, погибнет ли душа ее возлюбленного из-за терзающих ее грехов, совершить «хождение по мукам», т.е. путешествие через все три части загробного мира — ад, чистилище и рай. Таким образом, поэт еще при жизни получает необходимый урок: он видит мучения грешников в аду и чистилище и блаженный покой в раю среди святых и ангелов.
В поэме мы находим подробнейшее и очень реальное описание загробного мира. С поверхности к центру Земли ведет глубокая воронка, стенки которой образуют девять кругов ада — царство дьявола и бесов. Адская воронка образована падением Люцифера на землю, когда в наказание за грех гордыни и восстание против власти Бога он был сброшен с небес. Огромная масса земли, вытолкнутая при этом наружу с другой стороны, образует высокую гору чистилища. Семь кругов чистили 



ща — это очищение и восхождение к земному раю, утраченному прародителями человеческого рода Адамом и Евой (Эдему). В Эдеме Данте встречается с Беатриче, посланницей небес; приход Беатриче — кульминационная часть поэмы и символ очищения Данте от грехов. Девять небесных сфер и, наконец, Эмпирей, обитель Бога, святых и ангелов показывают Данте другую сторону божественного воздаяния — за добродетель. В поэме Данте действует главный принцип: мера воздаяния соответствует греху или добродетели человека. Так, грешники, подверженные при жизни человеческим страстям (таким как ревность, плотская любовь, измена супругу), несутся по кругу в вихре и не могут ни на минуту успокоиться. В чистилище завистникам зашивают глаза, чтобы не было искушения для зависти. Аллегорическая многоуровневая поэма Данте очень реальна по языку и стилю описания. Данте использовал не богословский язык — латынь, а народное итальянское просторечье. Он не чурается использовать в поэме о вечных материях грубоватые выражения, народные присказки, сочные сравнения из реальной жизни. Так, например, бесы, топящие грешников в котлах с расплавленной смолой, сравниваются Данте с поварами, которые ловко действуют поварешками. Прекрасные райские сады напоминают поэту сады его любимой Флоренции, откуда он был изгнан; он тосковал по родному городу всю жизнь. Реальность и быт Италии входят в поэму Данте не только с языком, но и с персонажами. Человек страстный и пристрастный, Данте помещает в аду всех своих политических противников, некоторые из которых даже были еще живы в то время! Части загробного мира, особенно ад и чистилище, кроме персонажей мировой истории и культуры, наполняют знакомцы Данте не только по политике. Это Франческа со своим возлюбленным Паоло — Данте был другом ее отца и, возможно, качал тогда еще безгрешную девочку на коленях. Это еретик и политический противник Данте Фарината дельи Уберти, чья могучая и несгибаемая мучениями душа вызывает уважение и Данте, и читателей. Это отец близкого друга Данте, поэта, — душа старца пытается узнать у Данте о судьбе любимого сына. Эти и многие другие образы являют нам слепок с реальных людей и реальной жизни Италии конца XIII — начала XIV вв. Мы видим, что их волновало и мучило, к чему они стремились и за что сражались. Мы видим, что люди не так уж сильно изменились за прошедшие семь столетий: и мы любим и причиняем зло себе и ближним, сражаемся и сеем раздор; люди кончают с собой, завидуют, обжираются... Но есть и те, кто может уже при жизни увидеть свет совершенства и добра. Сегодня мало кого испугают ужасы загробного мира, нарисованные Данте для поучения современников. Но, может быть, совершенство поэмы и искренняя надежда Данте на райскую идиллию в финале заставят нас хотя бы задуматься о верности выбранного сегодняшним миром и каждым из нас пути?






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Божественная комедия > ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»