Идейно философское направление романа Ф М Достоевского «Братья Карамазовы» - сочинение

1.	Явление «карамазовщины» в романе.
2.	Природное начало старика Карамазова.
3.	Сила низости «карамазовщины».
4.	Преодоление низкого начала в самих себе.
В своем последнем романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский обобщил некие социально-психологические черты русской жизни, выявил тип человеческих отношений до него в литературе «никогда не являвшийся». Речь идет о «карамазовщине».
Основанием «карамазовщины» послужили черты, сказывающиеся в целой семье, в отце и его трех сыновьях, носящих в себе, в большей или меньшей степени, типический отпечаток карамазовского рода. Не отдавши себе отчет в том, что это за явление — «карамазовщина», мы не поймем и самого романа.
Острее всего эта черта отразилась в родоначальнике семьи Федоре Павловиче Карамазове. Старик Карамазов не только отец, но он и явная причина столкновения братьев, которые самоопределяются по отношению к своему отцу и  
практически весь роман заняты решением проблемы «отцов и детей». Старик Карамазов — это «развратный сладострастник и подлейший комедиант». Он словно нарочно искушает, провоцирует и детей, и посторонних неблагообразием, точнее даже сказать, безобразием своего облика.
В нем словно бы совершенно атрофировано отцовское чувство, по мысли Достоевского, являющееся началом цивилизации и нравственности, зато гипертрофировано чувство похоти, сладострастия, то есть чисто природное начало.
Оценку-объяснение «карамазовщины» писатель вкладывает в уста сына Алеши: «Братья губят себя, — отец тоже. И других губят вместе с собою. Тут “земляная карамазовская сила”, — земляная и неистовая, необделанная... Даже носится ли дух божий вверху этой силы — и того не знаю». Для писателя карамазовская стихийность есть проявление в России донравственного, дохристианского, природно-языческого начала.



Достоевский настойчиво подводит читателя к мысли, что стихийная биологическая сила жизни, которой наделены все Карамазовы, не обладает никаким нравственным светом, не подчинена никакому нравственному закону. Эта черта оборачивается сладострастием как доминантой карамазовского характера. В условиях пореформенной России (время действия романа) эта жажда жизни ведет — через сладострастие и «силу низости карамазовской» — к отрицанию гуманности в человеке и к отрицанию жизни, как показывает писатель. Ведь убийца старшего Карамазова, Смердяков — сын и брат Карамазовых. Таким образом, карамазовская сила жизни в определенных социальных условиях претворяется в «карамазовщину», образ, символизировавший, по мысли писателя», главную опасность для России в ее историческом развитии. «В карамазовщине, — замечает писатель, — действительно сконцентрирована сила низости. Эта сила низости воплощает все дурное, отвратительное, бесчеловечное, что накопилось в русском крепостническом обществе на протяжении ее развития. Эгоизм и самодурство, деспотизм и развращенность, унижение человеческого достоинства во имя своих диких похотей, скупость и жестокость, игнорирование человеческих прав и норм социального поведения — все жир, он содержится в карамазовщине и особенно проявляется в поведении старика Федора Павловича». Всему карамазовскому семейству свойственна необыкновенная жажда жизни, удивительная способность к полноте жизни. Но эта же сила жизни проявляется у братьев Ивана и Дмитрия в животном эгоизме, в индивидуализме, утверждении своей личности и удовлетворении своих желаний, как высшей цели бытия. «После меня — хоть потоп!» — это единственное мерило всего поведения Карамазовых. Они покупают красоту и любовь женщины, мучают детей, разрушают семейные устои. Отец идет против детей, брат — против брага,, муж — против жены, дети — против родителей. В старике Карамазове злое шутовство достигает грандиозных размеров, он уничтожает нравственные ценности, выработанные человечеством, те нормы, которые служат обузданию природных, стихийных инстинктов человека. Писатель пытается понять, до каких пределов может дойти получившая власть и возможность творить зло «низкая душа», отдавшись во власть инстинктов. Что же предлагал Достоевский как антитезу «карамазовщине»? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к художественной структуре романа, к системе созданных писателем образов. Роман не об отце Карамазове, а о братьях Карамазовых, они идеологи,, подтверждающие свое понимание жизни своей судьбой. Очевидно, одна из важнейших проблем, стоящих перед ними, — эго борьба с «карамазовщиной», не случайно все они мучительно выясняют свое отношение к отцу. Но Достоевский настойчиво подчеркивает почти на протяжении всего романа присутствие в той или иной степени «карамазовского микроба» в душе каждого из братьев и делает это не случайно. Вероятно, каждому из героев необходимо преодолеть «карамазовщину» в самом себе, найти себя в себе, найти свою личность, нравственную ее основу, «Карамазовщина» присутствует в каждом, мы должны преодолеть, победить ее и только тогда человек станет по-настоящему гуманен, нравственно чист и счастлив.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Братья Карамазовы > Идейно философское направление романа Ф М Достоевского «Братья Карамазовы»