Интеллектуальный театр Б Брехта - сочинение

Никто из серьезно интересующихся театром не может пройти мимо самого могущественного, самого влиятельного и самого радикального человека в театре ХХ столетия – Бертольда Брехта.

Брехт – ключевая фигура ХХ века, и вся работа в театре в какой-то момент обращается к его умозаключениям и достижениям. Он начал свою деятельность в те времена, когда большинство театров Германии были либо заполнены натурализмом, либо подверглись натиску со стороны великого тотального театра, задачей которого было настолько увлечь зрителя, чтобы он окончательно забыл, что к чему. Что бы ни происходило на сцене – все это компенсировалось пассивностью, каковая и требовалась от публики.

Понятно, что театр живет по собственным законам. Он отражает жизнь, но не есть жизнь. Он искусство, а значит, по словам Фейербаха, конституируется, отличая себя от жизни.

Театр не жизнь, но он меняется, смотря по тому, какова действительность вокруг него и с каких позиций он ее отражает.

Это отдельный мир и вместе с тем нисколько не мир независимый. Но как сделать этот мир, не нарушая его законов, наилучшим по отношению к жизни, как выражался Маяковский, «увеличительным стеклом»? Как заставить эти два мира жить в одном ритме? Как сделать их взаимопроникающими?

Театр, по мнению Брехта, должен отражать уже через саму свою структуру движущиеся, дисгармоничное, противоречивое общество ХХ века. И не только отражать его, но вмешиваться в него, быть ему нужным.

Для Брехта театр – никак не место, куда приходят отдохнуть от жизни. В него приходят к ней приобщиться, что-то в ней понять, вернее же – учиться ее понимать, ибо театр не должен предполагать готовые ответы и тем освобождать от необходимости мыслить. Для Брехта характерно бережное и тонкое отношение к мировому опыту театра и искусства. Но вместе с тем он ощущал ограниченность драмы в прошлом. Брехт внимательно изучал и античную драматургию, и Шекспира, и французских классицистов, Ибсена и Чехова. И он понимал, что даже наследство Шекспира связано с определенным этапом развития человечества и не может быть абсолютным образцом.

Выдающийся английский режиссер, работающий в Шекспировском королевском театре, Питер Брук говорит о «неживом» и «живом» театре. «Неживой», - по его мнению, - это понятие более сложное, чем просто мертвый. Мертвый умер. Его больше нет. Неживой вроде бы и умер уже, и в могилу сходить не желает. Он даже в чем-то более стоек, чем живой театр. Живой может умереть. Неживому смерть не страшна. Он притязает на вечность. Разумеется, неживой театр столь же многообразен, как и живой. Здесь собрались десятки поколений бывших живых. В нем тоже идет своя призрачная борьба. Но по-своему он един. Его объединяет отсутствие мысли. В этом он и противостоит живому театру. Живой театр всегда театр думающий» (10, 17). Восхищение Шекспиром продиктовано для Брука, прежде всего, тем, что великий драматург умел как никто соединить объективную правду внешнего мира и правду человеческой души. Но охватить сегодня действительность по шекспировски широко – значит, согласно Бруку, приложить к ней понятия, Шекспиру неизвестные. Чтобы идти назад к Шекспиру, замечает он, надо идти вперед. Брехт для Брука и есть в какой-то мере современный Шекспир. «Сознательный Шекспир». Именно масштаб мысли и роднит театр Брехта с шекспировским.

Пафос мысли составляет основу брехтовской поэтики. Брехта интересовал вопрос, что составляет доминанту истинного театра – реальность или реализм, потому что как режиссер он знал, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором. Брехт хотел, чтобы театр, сцена не дали бы расхожим представлениям о реализме замаскироваться под реальность.

Пониманию реальности все более вредит так называемая «объективная видимость». Что это такое? «Объективная видимость» - это иллюзия, владеющие обществом на том или ином конкретно-историческом этапе.

«Объективная видимость» скрывает истину, истинный облик жизни гораздо плотнее, чем субъективные ошибки и преднамеренная ложь. Мысль о «завороженности» целого мира у Брехта – продолжение глубочайших философских традиций Германии от Лейбница, Гегеля. По мнению Брехта, литература критического реализма с ее пафосом детерминизма скорее отражала «объективную видимость», чем истину.

Наука не создала мироздание, она лишь представила его таким, каково оно есть. Она помогает сорвать с мира покровы сентиментальности и ложных концепций. Также как и Брехт, Питер Брук создает свой сценический мир на пересечении научных и социальных концепций. Именно это, по его мнению, должно помочь возродить в новых условиях драматургию и сцену шекспировского масштаба.

Ставя на сцене произведения различных драматургов, в том числе и репертуар Шекспира, П.Брук очень часто пользуется приемами брехтовской драматургии. Он спорит с теми, кому театр Брехта представляется безэмоциональным. Он справедливо указывает, что этот театр тоже порождает эмоции - только особого рода. Брехт для Брука – прежде всего выразитель объективной правды внешнего мира. У Брехта и его сценической системы очень много противников. И это не только односторонние поклонники жизнеподобных форм в искусстве. Дело в новаторской сложности поэтики драматурга. Так, например, на поверхности искусства Брехта лежит плакат. Многие видят только плакатные структуры мастерства и отвергают эту нравоучительность. Им не важно, что в азбуку плаката Брехт вносит много необычного: гротеск, необычные, дерзкие ракурсы. В пьесе «Что тот солдат, что этот» развернутый плакат – сцена аукциона. Продают «дохлого слона», рваное чучело, набитое опилками, но его выдают за нечто полезное, необходимое, красивое. Стремительно растут цены, обыватели в безумии кидают деньги.

Для многих плакат – символ назойливой дидактичности, профанация искусства. Но красота Брехта открывается исподволь, очень внимательному и натренированному взору, плакат приоткрывает необычные для театра глубины, необычное многоцветье красок.

Лаконичность, умение добиваться максимального минимумом средств – свойство поэтики Брехта. Социальную суть явлений он может дать словно одним ударом, репликой-вспышкой, репликой-взрывом.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Брехт > Интеллектуальный театр Б Брехта