Герой труда В Я Брюсов (1872 1924) - сочинение

Тема урока: Герой труда В. Я.Брюсов (1872-1924).

Цели: 7. Образовательные: – Показать учеников с поэтическим и прозаическим творчеством автора. – Определить творческое место Брюсова в контексте Серебряного века. – Рассказать об опытах Брюсова в области стиха. 8.

Развивающие: – Развивать умение составлять портрет личности из противоречивых высказываний современников и разнородных фактов биографии. – Развивать умение выделять основные темы творчества поэта. – Развивать умение проводить художественные параллели 9. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие в творческой сфере.



Теория литературы: Акростих, гипердактилическая рифма, монопоэма, дольник (все определения написаны на доске).



Оборудование и наглядность: Портреты Брюсова работы Серова и Матюшина, аудиозапись голоса Брюсова, выставка книг.



Литература: 11. Брюсов В. Я. «Ключи тайн»//Критика русского символизма в 2-х т.

Т. 1.

12. Мочалова О. А. Голоса Серебряного века.

Поэт о поэтах, М., 2004.

13. Цветаева М. И. Господин мой – время, М.

, 2003. 14.

Ходасевич В. Некрополь, С-Пб., 2001.

15. Гречишкин С. С., Лавров А. В. «Брюсов-новеллист»//Брюсов В.

Я. Повести и рассказы, М. , 1983. 16. Квятковский А.

П. Школьный поэтический словарь, М., 1998. 17. Кошелева А.

Л. Поэзия «Серебряного века» (Пособие для учителей-словесников и студентов-филологов по русской литературе 1-ой половины XX века) - Русофил - Русская филология Образовательный ресурс.



18. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В. Я. Коровиной, М.

, 2006.

Эпиграф: Если у вас талант, трудолюбие улучшит его, а если у вас нет таланта, трудолюбие восполнит этот недочет Джон Рескин

План урока: 14. Оргмомент (1 мин.). 15. Психологическая подготовка (2 мин.). 16.

Слово о поэте (38 мин.). 17. Итог урока (2 мин.

). 18. Домашнее задание (2 мин. ).

Ход урока:

I

Оргмомент.

II

Психологическая подготовка: В русской литературе можно назвать двух авторов, которые, не будучи от природы гениальными, сумели за счет достичь в поэзии огромных вершин. В XIX веке таким человеком был Некрасов, в начале XX – наш сегодняшний герой – Валерий Яковлевич Брюсов.

III

Слово о поэте: Современники отзывались о нем по-разному (ученики озвучивают заранее заготовленные учителем цитаты):

Бальмонт: «Поэт, не преодолевший собственной бездарности».



Бунин: «Усидчивый копиист французских модернистов и старых русских поэтов».

Чулков: «Поразительное однообразие разнообразия».

Белый: «В предрассветном тумане нам рисовались горные вершины. Но когда солнце взошло, перед нами оказался – солидный холм». Но несмотря на такие нелицеприятные отзывы, все современники признавали титаническую трудоспособность Брюсова в сфере литературного творчества.

Вот в чем видел Брюсов задачу искусства: «Искусство, может быть, - величайшая сила, которой владеет человечество. В то время как все ломы науки, все топоры общественной жизни не в состоянии разломать дверей и стен, замыкающих нас, - Искусство таит в себе страшный динамит, который сокрушит эти стены, более того – оно есть тот сезам, от которого эти двери растворятся сами». Брюсов никогда не претендовал на роль поэта эпохи, но стремился быть вожаком, наставником организатором литературных обществ. Так, увлекшись французскими символистами, Брюсов за год создает порядка двух тысяч стихотворений, публикует их под десятью вымышленными именами в трех коллективных сборниках «Русских символистов», таким образом утверждая, что на русской почве появилось самобытное символистское направление. Брюсов организовал такие журналы, как «Весы» и «Скорпион», постоянно занимался переводами, преподавал теорию литературы, говоря своим ученикам: «Вы оперу написать можете? Создать стихотворение не легче».

Брюсов был экспериментатором в поэзии, стихотворцем-инженером, написал книгу «Наука о стихе», где ввел термин «ДОЛЬНИК», у него встречаются акростихи, примеры гипердактилической: Леший бороду

Почесывает, Палку сумрачно

Обтесывает. И гипергипердактилической рифмы: Холод, тело тайно

Сковывающий, Холод душу

Очаровывающий… От луны лучи

Притягиваются, К сердцу иглами

Притрагиваются. Многим известна его знаменитая монопоэма: О закрой свои бледные ноги Герои поэзии Брюсова так же сильны и целеустремленны, как и сам автор, оттого Брюсов часто обращается к историческим личностям: Ассаргадон, Клеопатра, Мария Стюарт, Наполеон. Обратимся к стихотворению

«Юлий Цезарь» (учитель читает и задает вопросы).

Что указывает нам в стихотворении на данную историческую личность? (Знаменитая фраза).

Но разве Брюсов выступает здесь как историк? (Нет, он хочет провести параллели с 1905 годом). Действительно, Брюсов всегда стремился вписать день сегодняшний в исторический контекст, и современность для него связана, прежде всего, с образом города. Учитель читает стихотворение

«Я люблю большие дома» и задает вопросы:

На фоне чего здесь показан город? (На фоне природы).

Он губит природу? (Нет, две реальности гармонично сосуществуют).

Безусловно, Брюсов известен преимущественно как поэт, но немало у него и прозаических произведений, с интересом принятых современниками: Романы «Огненный Ангел» (1908) и «Алтарь Победы» (1912), сборники рассказов и драматических сцен – «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913). После революции Брюсов отдается как раз прозаическому творчеству: создает фантастические повести и романы. Брюсов принимает революцию, активно сотрудничает с новым правительством, не пытается эмигрировать. Из-за этого он лишается старых друзей, обрывает прочные связи и умирает в одиночестве.

IV

Итог урока: Обращаясь к эпиграфу нашего занятия, можно утверждать, что Брюсов явил собой пример того, что гениями не только рождаются, но и становятся. Неслучайно марина Цветаева говорила, что ей не будет покоя, пока в Москве не установят памятник Брюсову с надписью «Герою труда». Напряженную работу творческой мысли мы видим и в портретах Брюсова, теперь попытайтесь соотнести его внешний облик с голосом (звучит авторское чтение стихотворения «Закат»).



V

Домашнее задание: Сделать доклад об одном из представителей русского символизма (поэты, художники, музыканты, театральные режиссеры, философы). Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Кильдяшова Михаила Александровича.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Брюсов > Герой труда В Я Брюсов (1872 1924)