Булгаков Михаил Афанасьевич ч3 - сочинение

Евг. Вахтангова, и лишь по этой причине ее вынуждена была терпеть цензура; о смелости "Багрового острова" восхищенно писала зарубежная печать. В театральном сезоне 1927-28 Булгаков - самый модный и преуспевающий драматург. Но время Булгакова-драматурга обрывается столь же резко, как и прозаика. Следующая пьеса Булгакова "Бег" (1928), на сцену уже не вышла. Если "Зойкина квартира" рассказывала о тех, кто остался в России, то "Бег" - о судьбах тех, кто ее покинул.

Белый генерал Хлудов (у него был реальный прототип - генерал Я. А. Слащов), во имя высокой цели - спасения России - пошедший на казни в тылу и оттого теряющий рассудок; лихой генерал Чарнота, с одинаковой готовностью бросающийся в атаку и на фронте, и за карточным столом; мягкий и лиричный, как Пьеро, университетский приват-доцент Голубков, спасающий любимую женщину Серафиму, бывшую жену бывшего министра, - все они очерчены драматургом с психологической глубиной.

Верный заветам классической русской литературы 19 века, Булгаков не окарикатуривает своих героев. Несмотря на то, что персонажи совсем не рисовались людьми идеальными, они вызывали сочувствие, а ведь среди них было немало недавних белогвардейцев. Никто из ее героев не рвался обратно на родину, чтобы "принять участие в построении социализма в СССР", - как советовал окончить пьесу Сталин. Вопрос о постановке "Бега" четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро. Второго появления белого офицерства на сцене власти не допустили. Так как писатель к советам вождя не прислушался, пьеса впервые была поставлена только в 1957 и не на столичных подмостках, а в Сталинграде.

1929 год, год сталинского "великого перелома", ломал судьбы не только крестьянству, но и любым еще сохранившимся в стране "единоличникам". В это время со сцены были сняты все пьесы Булгакова. В отчаянии Булгаков 28 марта 1930 направил письмо правительству, в котором говорилось о "глубоком скептицизме в отношении революционного процесса", происходящего в отсталой России, и признается, что "попыток сочинить коммунистическую пьесу дажеьне производил". В конце письма, исполненного подлинно гражданского мужества, была настоятельная просьба: или отпустить за границу, или дать работу, иначе "нищета, улица и гибель". Его новая пьеса называлась "Кабала святош" (1929В центре ее коллизия: художник и власть. Пьеса о Мольере и его неверном покровителе Людовике XIV прожита писателем изнутри. Высоко ценящий искусство Мольера король лишает тем не менее покровительства драматурга, осмелившегося высмеять в комедии "Тартюф" членов религиозной организации "Общество святых даров".

Пьеса (под названием "Мольер") в течение шести лет репетировалась МХАТом и в начале 1936 вышла на подмостки, чтобы после семи представлений быть снятой с репертуара. Более ни одной из своих пьес Булгаков на сцене театра не увидел.

Результатом же обращения к правительству стало превращение свободного литератора в служащего МХАТа (за границу писателя не выпустили, несмотря на то что в это же время был разрешен отъезд другому писателю-диссиденту Е. И. ЗамятинуБулгаков был принят во МХАТ на должность ассистента режиссера, ассистировал в постановке по собственной инсценировке гоголевских "Мертвых душ". Ночами же сочиняет "роман о дьяволе" (таково первоначально видел роман Булгаков о "Мастере и Маргарите"Тогда же появилась и надпись на полях рукописи: "Дописать прежде, чем умереть".

Роман уже тогда осознавался автором как главное дело его жизни. Другие пьесы В 1931 Булгаков была закончена утопия "Адам и Ева", пьеса о будущей газовой войне, в результате которой в погибшем Ленинграде в живых осталась лишь горстка людей: фанатичный коммунист Адам Красовский, чья жена, Ева, уходит к ученому Ефросимову, сумевшему создать аппарат, облучение которым спасает от гибели; беллетрист-конъюнктурщик Пончик-Непобеда, создатель романа "Красные зеленя"; обаятельный хулиган Маркизов, поглощающий книги подобно гоголевскому Петрушке. Библейские реминисценции, рискованное утверждение Ефросимова о том, что все теории стоят одна другой, а также пацифистские мотивы пьесы привели к тому, что "Адам и Ева" также не была поставлена при жизни писателя. В середине 1930-х Булгаков написал еще драму "Последние дни"(1935), пьесу о Пушкине без Пушкина, комедию "Иван Васильевич" (1934-36) о грозном царе и дураке-управдоме, из-за ошибки в работе машины времени поменявшимися веками; утопию "Блаженство" (1934) о стерильном и зловещем будущем с железно распланированными желаниями людей; наконец, инсценировку сервантесовского "Дон-Кихота" (1938), превратившуюся под пером Булгакова в самостоятельную пьесу. Булгаков выбрал труднейший путь: путь личности, твердо очерчивающей границы собственного, индивидуального бытия, стремлений, планов и не намеренной покорно следовать навязываемым извне правилам и канонам. В 1930-е годы драматургия Булгакова так же неприемлема для цензуры, как и ранее - его проза. В тоталитарной России темы и сюжеты драматурга, его мысли и его герои невозможны.

"За семь последних лет я сделал 16 вещей, и все они погибли, кроме одной, и та была инсценировка Гоголя! Наивно было бы думать, что пойдет 17-я или 18-я", - пишет Булгаков 5 октября 1937 В. В. Вересаеву. "Мастер и Маргарита" Но "нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий", - это слова самого Булгакова (из письма к Сталину 30 мая 1931И настоящий писатель Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман "Мастер и Маргарита", принесший писателю посмертную мировую славу.

Роман первоначально задумывался как апокрифическое "евангелие от дьявола", а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя.

Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой - Елена Сергеевна Шиловская. (их знакомство состоялось в 1929, брак оформлен осенью 1932.) Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества. История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад.

Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный. События совершались на глазах множества людей и тем не менее остались не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер "угадывает" истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего.

Вслед за пушкинским "Евгением Онегиным", роман Булгакова может быть назван, по общеизвестному определению, энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, - все это развернуто перед читателм с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней. Булгаков строит "Мастера и Маргариту" как "роман в романе". Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над "бродячим философом" Иешуа. Связывает же оба сюжета, современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер. В годы, когда общегосударственная точка зрения на происходящее утверждалась как "единственно верная", Булгаков выступил с подчеркнуто субъективным взглядом на события мировой истории, противопоставив членов "писательского коллектива" (МАССОЛИТа) одинокому творцу.

Не случайно литые "древние главы" романа, рассказывающие историю гибели Иешуа, вводятся писателем как истина, открывшаяся отдельному человеку, как личное постижение Мастера. В романе проявился свойственный писателю глубокий интерес к вопросам веры, религиозного либо атеистического мировоззрения. Связанный происхождением с семьей священнослужителей, хотя и в ее "ученом", книжном изводе (отец Михаила не "батюшка", а ученый клирик), на протяжение жизни Булгаков серьезно размышлял над проблемой отношения к религии, в тридцатые годы ставшей закрытой для публичного обсуждения. В "Мастере и Маргарите" Булгаков на первый план выдвигает творческую личность в трагическом 20 веке, утверждая вслед за Пушкиным самостояние человека, его историческую ответственность. Булгаков-художник На выработку читателем собственного отношения к происходящему направлены все художественные особенности творчества Булгакова. Почти всякая вещь писателя начинается с загадки, которая призвана разрушить прежнюю ясность.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Булгаков > Булгаков Михаил Афанасьевич ч3