Внеклассное чтение М Булгаков « Жизнь господина де Мольера» - сочинение

Цели: на материале книги М. Булгакова помочь учащимся увидеть, каким был Мольер в жизни, расширить представление о его эпохе, творчестве, показать трудный путь драматурга к настоящему мастерству, славе.

Оборудование: аудиозапись фрагмента «реквием» Моцарта.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до наших дней.

недаром время от времени происходит как бы возрождение классицизма (например, в архитектуре и живописи конца XIX— начала ХХ века), да и в более поздние времена появлялось немало последователей этого художественно-литературного направления. Одно из свидетельств живого значения классицизма в литературе — творчество Мольера, пьесы которого идут на сценах современных театров. Эти постановки стали значительными событиями в театральном искусстве нашего времени. а «Жизнь господина де Мольера» М. Булгакова — одна из самых увлекательных для современного читателя книг. III.

Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — Посмотрим на Мольера глазами его собрата по перу, человека трудной и трагической судьбы, писателя, во многом повторившего путь Мольера, Михаила афанасьевича Булгакова. Книга М.

Булгакова «Жизнь господина де Мольера» — биография, но написана она в художественной форме. Пролог, названный «Я разговариваю с акушеркой», представляет собой воображаемый диалог, который автор (т.

е. сам Булгаков) ведёт с женщиной, принимавшей роды у г-жи Поклен, матери будущего драматурга. автор предсказывает: «Этот младенец станет более известным, чем ныне царствующий король ваш Людовик тринадцатый, он станет более знаменит, чем следующий король… …этот человек, который сейчас у вас в руках подаёт лишь слабые признаки жизни, будет влиять на многих писателей будущих столетий, в том числе на таких — неизвестных вам, но известных мне,— как соотечественники мои: Грибоедов, Пушкин и Гоголь.

…пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира, и неизвестно, когда перестанут играть! Вот что для меня интересно! Вот какой человек разовьётся из этого младенца! » Мы переносимся в эпоху Мольера, в XVII век. Открываем первые страницы булгаковского романа и с первых страниц уже понимаем, что главное для писателя в Мольере, в великом драматурге, в короле драматургии. Да, да, для Булгакова он и для последующих поколений — король драматургии. (Выборочное чтение первой главы романа: «Вот он — лукавый и обольстительный галл, королевский комедиант и драматург!

Вот он — в бронзовом парике и с бронзовыми бантами на башмаках! Вот он — король французской драматургии!») 2. выявление первоначального восприятия учащимися Книги М.

Булгакова Беседа y Какое впечатление произвела на вас книга? y Какие эпизоды особенно запомнились, вызвали размышления? 3. аналитическая беседа по вопросам Y Как вы понимаете смысл первого эпиграфа к роману «Что помешает мне, смеясь, говорить правду? » (Гораций)? Y В чём автор усматривает ярчайшее проявление таланта Мольера? Y Как формировался Мольер-комедиограф и актёр? Y Какие обстоятельства личной и общественной жизни способствовали этому? Y Как автор относится к своему герою и почему он не даёт однозначного толкования фактов его жизни, не избегает её интимных сторон?

Чем произведение Булгакова расширило ваше представление О культуре, жизни и нравах Франции периода царствования Людовика XIV? 4. Сообщения учащихся о создании и постановке Мольером известных комедий (по книге М. Булгакова): «Школа жён», «Школа мужей», «тартюф», «Мнимый больной» IV. Рефлексия.

Подведение итогов урока 1. Заключительное слово учителя — Давайте ещё раз процитируем повесть Михаила Булгакова.

Не забывайте, что он написал, так сказать, романтизированную Биографию Мольера, следовательно, что-то он «досочинил», вы Думал. но эта выдумка основана на реальных фактах. нас же этот Воображаемый (но вполне возможный) разговор сына с отцом особо Интересует потому, что он помогает лучше понять отношение буду Щего драматурга к его будущему герою — господину Журдену из Комедии «Мещанин во дворянстве». «…Батист перевёл глаза на отца, а затем на окно и сказал: — Я не хочу быть обойщиком. Потом подумал и, очевидно, решившись развязать сразу этот узел, добавил: — Чувствую глубокое отвращение.

Ещё подумал и ещё добавил: — ненавижу лавку. И чтобы совсем доконать отца, ещё добавил: — Всем сердцем и душой! После чего и замолчал. — Чего же ты хочешь?

— спросил отец. — Учиться,— ответил Батист». Да, жизнь Мольера была полна драматизма! Он, великий комедиограф, актёр, вынужден был растрачивать силы в борьбе за жизнь, за достойное существование.

Он терпел гонения, незаслуженные обиды, унижения. И это ни в коей мере не умаляло его достоинств, мастерства, а, напротив, подчёркивало его место в культуре Франции XVII века! Он был уже тогда королём драматургии, и он умер как истинный актёр, как человек искусства. 2. выразительное чтение учителем под «реквием» Моцарта финальной сцены романа («Смерть Мольера») 3. обобщающая беседа (прием «Микрофон»)

Каким же предстал перед вами со страниц булгаковского рома На Жан Батист Мольер?

а теперь ещё раз обратимся ко второму эпиграфу романа: «Мольер был славный писатель французских комедий в царство Людовика XIV» (А. Кантемир) Да, Мольер был комедиографом в царствование Людовика XIV. Следовательно, он неотделим от своей эпохи.

Каким образом произведение Булгакова расширило ваше представление о культуре, жизни и нравах Франции периода царствования Людовика XIV?

Итак, М. Булгаков помог нам понять, каким был Мольер в жизни, проследить его путь к бессмертию, а также расширить представление об эпохе XVII века, которую правильнее было бы назвать не эпохой Людовика XIV, а эпохой Мольера, короля драматургии. V.



Домашнее задание 1. написать сочинение-миниатюру «так с кем же и с чем сражался Мольер в своих комедиях?» 2. индивидуальное опережающее задание: подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. Ломоносова (2 учащихся).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Булгаков > Внеклассное чтение М Булгаков « Жизнь господина де Мольера»