Сочинения > Булгаков > Музыка в произведениях Булгакова (Сочинение с элементами углубленного анализа литературного произведения)
Музыка в произведениях Булгакова (Сочинение с элементами углубленного анализа литературного произведения) - сочинение


Схема анализа литературно-художественного произведения
Школьный анализ литературного произведения
Формальное отнесение литературного произведения к апокрифам



В произведениях великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова музыка очень тесно переплетается с какими-то сверхъестественными мотивами, часто переходящими даже в фантасмагорию. Тренькает на балалайке песенку «Светит месяц» Полиграф Полиграфыч Шариков, а профессор Преображенский мурлычет романс «От Севильи до Гренады» и умудряется поспеть после эпохальной операции на второй акт «Аиды» Верди. В «Роковых яйцах» комиссар Рокк не расстается с флейтой. Музыка словно мимоходом выдает течение потусторонних событий, скрытых для понимания непосвященного. События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах», и первым делом мы знакомимся с советским писателем Берлиозом - «не композитором», как рекомендует потом покойного поэт Бездомный. В столице появляются Сатана и его свита. Но кто же он этот злобный гений? У булгаковского Воланда как литературного героя родословная проистекает все-таки не от лермонтовского «Демона», а от его музыкального двойника - Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст», написанная на сюжет поэмы Гете. Опера поразила Булгакова в детстве на всю жизнь. Она - чудо мелодичности, простоты, праздничности чувств и жизнеутверждения - была очень популярна в начале 20-го века, а ария Мефистофеля со словами «Люди гибнут за металл...» и в 21-м веке звучит ново и жизненно. В Киеве, родном городе Булгакова, эту оперу ставили почти каждый год. Родные писателя вспоминают, что в детские и юношеские годы Булгаков слушал ее пятьдесят раз. Самые любимые мелодии из этой оперы сопровождают многие произведения Булгакова. Каватина Валентина «Я за сестру тебя молю...» рефреном повторяется в «Белой гвардии». В повести «Тайному другу» звуки музыки Гуно являются герою во сне, вот от пианино отделился младший брат-белогвардеец с простреленной грудью и поманил автора пальцем: «На пианино над раскрытыми клавишами стоял клавир «Фауста», он был раскрыт на той странице, где Валентин поет...». Но еще большее место в музыкальном воображении Булгакова занимал Мефистофель. Теоретики музыки утверждают, что главная героиня шедевра Гуно - Маргарита, хотя опера называется «Фауст». Прежде в некоторых странах, в Германии, например, она даже шла под названием «Маргарита». Но для Булгакова главным героем этой оперы все-таки был Мефистофель. Возможно, из пятидесяти посещений Михаилом Булгаковым, гимназистом и студентом, оперных спектаклей «Фауста» по крайней мере одно или несколько пришлось на гастроли Федора Ивановича Шаляпина. И след этого исполнения есть в романе «Мастер и Маргарита». Великий русский художник М.В. Нестеров вспоминал:  «Шаляпин чаще и чаще стал бывать в Киеве... Вскоре состоялся бенефис артиста. Я был на нем. Шел «Фауст»... Шаляпин был исключительно прекрасен. Никогда не забуду сцены, когда Мефистофель является на площади перед церковью, куда вошла Маргарита. Это появление, истинно трагическое, проведено было так ново, так неожиданно, гениально. Мефистофель, одетый в черное, в черный, дивно облегающий гибкую фигуру плащ на оранжевой, огненной подкладке...» В романе «Мастер и Маргарита» буфетчику из варьете Сокову Воланд виден так: «Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване... Как показалось буфетчику, на артисте было только черное белье и черные же востроносые туфли». Мефистофель, «одетый в черное», - это шаляпинское черное трико, позволяющее плащу «дивно облегать» гибкую фигуру. Шаляпинские «востроносые», одного цвета с чулками, туфли. И главное - плащ Шаляпина: «Буфетчик не знал, куда девать глаза... Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей...» Есть и другие намеки на оперу «Фауст» в романе «Мастер и Маргарита»: «Без страха пей, в ней яда уж нет!» - с этими словами оперный Мефистофель протягивает Фаусту чашу, в которую только что налит яд. В романе «Мастер и Маргарита» Воланд «быстро приблизился к Маргарите», поднес ей чашу, в которой алая кровь, «и повелительно сказал: «Пей!». Свитский Воланда Коровьев выведен как отставной регент церковного хора. Второе его имя - Фагот - происходит от названия музыкального инструмента, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом - деревянным тубусом с длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Коровьев смеха ради наводит на советское учреждение «хоровую порчу». Степенные «совслужи» поют без передышки, за что и отправляются на бортовой машине в сумасшедший дом. Не только хор, но и оркестр упоминается в романе. Маргарита на Великом балу у сатаны среди сотен цветов и разноцветных фонтанов слушает музыку лучших в мире оркестров. Балу предшествует сеанс черной магии в Театре варьете, где в финале музыканты играют марш. На бал у сатаны приглашены музыкальные гении, непосредственно не связанные в своем творчестве с мотивами сатанизма. Маргарита встречает здесь «короля вальсов» австрийского композитора Иоганна Штрауса, бельгийского скрипача и композитора Анри Вьетана, а в оркестре играют лучшие музыканты мира. Тем самым Булгаков проводит идею, что всякий музыкальный талант - в чем-то от дьявола. Ведь, по народному преданию, именно дьявол водил смычком Паганини, а православная религия и ислам вообще не признают инструментальной музыки в храме.

Похожие сочинения


Схема анализа литературно-художественного произведения
Школьный анализ литературного произведения
Формальное отнесение литературного произведения к апокрифам

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее