Женские образы поздней бунинской прозы - сочинение

Сборник «Темные аллеи», который Бунин создавал, будучи уже вполне зрелым писателем,— настоящая галерея женских портретов. Простые крестьянские девушки и наследницы древних родов, робкие и самоуверенные, молодые и зрелые, смуглые и голубоглазые,— разные женщины населяют мир бунинской прозы. В их описании неизменным остается лишь одно — трепетное отношение автора к своим героиням. Он восхищается ими. Он в каждой находит ту неповторимую и бесконечно милую черту, которая отличает ее от всех остальных женщин на земле. Каждая из героинь Бунина достойна любви и сама умеет любить, отдаваясь этому прекрасному чувству без остатка. И в каждой из этих женщин есть некая доля таинственности, загадка.
Но, пожалуй, самая таинственная, самая непонятная и загадочная из героинь его поздних рассказов — героиня «Чистого понедельника». Ее неповторимость и незаурядность присутствуют во всем: в ее внешности, словах, поступках, обстановке, ее окружающей. Стоит только вспомнить «Сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», которое она непрестанно наигрывает. В ней в самой есть нечто «лунное», неразгаданное.
Героиня обладает тонким вкусом, чувством прекрасного. Она необычайно чувствительна ко всему, что окружает ее. Только такая тонкая натура может наслаждаться одним лишь звучанием слова «Гюрги» и только она может уйти с концерта Шаляпина, потому что он слишком «разудал» был.
Но больше всего в героине «Чистого понедельника» поражает ее двойственность, позволяющая ей совмещать в своем характере абсолютно противоположные начала. Она, дочь богатых родителей, окружена роскошью, но все это: цветы, книги, обеды, театры,— нисколько не занимает ее. Она живет в хорошо обставленной квартире, где частью интерьера является почему-то портрет босого Толстого. Может быть, это говорит о ее подспудном, ею самой не осознанном стремлении к простоте. За европейским лоском в ней угадываются глубинные начала. Иногда она кажется мне воплощением древней Москвы. А Москва — это Русь. Не та «желтоволосая», которую так не любит героиня, а истинная, древняя, родина Пересвета и Осляби.
Чего не хватало героине? Она была молода, красива, богата. Наконец, она была любима и любила сама. И, тем не менее, выбрала монастырь и жизнь инокини. Как объяснить это? Наверное, гораздо больше смысла было для нее в служении Богу, чем в семейной жизни с любимым человеком. Каждый сам выбирает свой путь. И хотя понять этот выбор лично я не могу, сколько бы раз ни перечитывала «Чистый понедельник», но он заставляет меня уважать женщину, выбравшую этот путь отрекшуюся от всех тех благ, что окружали ее.
Почему Бунин не называет имени своей героини? Наверное, потому, что не хочет сужать этот образ, делать его конкретным и приземленным. А может быть, Она не нуждается в имени, потому что одна живет в сердце героя? Как бы там ни было, вопросов после этого рассказа возникает множество. И ответов нет. Ведь, на мой взгляд, это самый таинственный рассказ Бунина о любви.



Но большинство его рассказов более конкретны, менее абстрактны. И женщины в них обретают и имя, и вполне определенный характер. Вспомним, например, Таню из одноименного рассказа. Это один из моих любимых рассказов, а Таня — одна из любимых бунинских героинь. Что-то в этой деревенской маленькой девушке есть удивительно привлекательное. Она так проста в своих мыслях и чувствах, так естественна в своей привязанности к барину. Она не строит сложных теорий о любви, не заламывает руки и не устраивает сцен. Она просто любит. Ей никогда бы не пришло в голову, как какой-нибудь «светской львице», завлекать своего возлюбленного «в сети», а потом отталкивать его. Для нее любовь не игра, а часть ее маленькой жизни. И, видимо, поэтому ее любимый «Петруша» так нежно привязан к ней. Ведь он прекрасно знает, что другой такой искренней и чудесной женщины он не встретит на своем пути. Да и она, разумеется, навсегда сохранит память о нем, единственном. Я сейчас вспомнила лишь о двух, очень разных, женских образах бунинской прозы. А их десятки! И ни один из них не похож на другой. Натали, Руся, Генрих, Галя Ганская, Зойка и Валерия... Я думаю, все эти женщины кажутся такими живыми, естественными и милыми потому, что автор влюблен в них. Он пишет о Русе — и как будто сам плывет с ней в лодке ночью; говорит о Гале Ганской — и сам сидит, держа' ее на коленях, в мастерской. Такая нежность и такое уважение к женщине сквозят буквально в каждой строке бунинских рассказов, что в его творчество невозможно не влюбиться.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бунин > Женские образы поздней бунинской прозы