Сочинения > Бунин > И А Бунин «Последний шмель»
И А Бунин «Последний шмель» - сочинение


И. А. Бунин о смысле жизни
И. А. Бунин. «Вечер»
Александр Куприн, Иван Бунин и Украина



Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
Бунинское стихотворение «Последний шмель» написано в июле 1916 года.
В автобиографической статье «Как я пишу» (1929) Бунин признавался: «Тяга писать появляется у меня всегда из чувства какого-то волнения, грустного или радостного чувства; чаще всего оно связано с какой-либо развернувшейся передо мной картиной, каким-то отдельным человеческим образом, человеческим чувством. Не готовая идея, а самый общий смысл произведения владеет мною в начальный момент — лишь звук его...»



     
     



Нельзя не почувствовать, что первая фраза стихотворения имеет для автора решающее значение. Она определяет размер произведения, его звучание в целом. Думается, что и замысел стихотворения «Последний шмель» родился из обыкновенного, увиденного автором шмеля, но затем образ насытился, оброс смыслами, опоэтизировался. Так, начиная свое лирическое повествование, автор будто  
бы только описывает надоедливого шмеля. Приглядевшись к нему, обнаруживает его благоразнаряженный вид: «Черный бархатный шмель, золотое оплечье...»
А следом уже не кажется заунывно гудящей, певучей струной его жужжание. Возникает ощущение, что он как будто тоскует вместе с человеком.
Шмель — в описании автора — безмятежен, беззаботен, как безмятежны и жарки последние дни лета. Он то летает и гудит, то крепко засыпает в «засохшей татарке, на подушечке красной». Человеку любопытно наблюдать эту жизнь. Можно подумать, что она бесполезна. Но это не так. Одно то, что чувства шмеля сопредельны с человеческими, свидетельствует о том, что всё и все в этом мире взаимосвязаны, взаимозависимы, нуждаются во взаимоподдержке и взаимопомощи.
Не от того ли жаль человеку, что его маленькому «приятелю» осталось жить совсем недолго, потому что «...давно опустели поля...».
Черный бархатный шмель превратится скоро в сухого, подобно мертвому желтому листу. Угрюмый ветер осени сдует его в бурьян. Печальная история. Но человеческие думы таковы, что в них всегда обозначается вывод: все тленно, все обыденно. Каждый год засыпает, умирает природа, обнажаются деревья, гибнет трава и всё живущее в ней. Особенно не защищено маленькое существо, жизнь которого так скоротечна, и стоит, наверное, пока еще не иссякли силы, обратить внимание на то, что у всех и каждого есть своя судьба, свои заботы, печали и радости. В этом человечность человека.
Есть, как кажется, и иной смысл в стихотворении. И. А. Бунин признавался, что писал «из самого себя»: «Нужно, чтобы что-то родилось во мне самом, а если этого нет, я писать не могу». Автор и его лирический герой проводят в повествовании своеобразную границу между настоящим и будущим человека, задумываются о хрупкости людских судеб, о страстной привязанности человека к жизни и неумении, а иногда и нежелании увидеть в окружающем мире, как в зеркале, то, что ожидает всех смертных. Поэт очень осторожно намекает на неоднозначный смысл своего маленького этюда. Вместе с тем, по мнению И. А. Бунина, два чувства не должен утерять человек: молодость и память. Молодость, в его понимании, есть то, что противоположно пресыщенности и утомленности приносимых прожитыми годами. Чтобы оставаться молодым, нужно как можно чаще соприкасаться с природой, растворяться в ней, ощущать себя такой же маленькой ее частицей, как шмель.
Утверждают, что многие бунинские стихотворения бес- фабульны и представляют собой поэтическое впечатление, воплощенное им в рифму. Так ли это? В самом деле у поэта нет чеканных фраз, рифмы его как бы случайны, обыденны: струной — иной, дни — усни, поля — шмеля . По признанию автора, он никогда не умел стилизовать, писать «в духе чего-нибудь», не ставил себе «внешних заданий», «не ломал нарочито стих», чтобы внести новшество.
Желание описать подмеченное могло прийти к нему и в поле, и на улице, и в море, и дома. Но никогда оно не было желанием «извне». Самобытность поэта, его ненавязчивый стиль, мудрая философия, суть которой состоит в том, что перед грозной загадкой жизни — смертью — все люди, и не только, равны, не может не привлечь внимания читателя. Ясно, что Бунин шел к изображению социально-философ- ского начала жизни своим путем, в основе которого лежало настойчивое стремление к эстетизации действительности.


Похожие сочинения


И. А. Бунин о смысле жизни
И. А. Бунин. «Вечер»
Александр Куприн, Иван Бунин и Украина

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее