👍Сочинение Растерзанное гнездо (Сочинение исследование о роли русской деревни в творчестве И А Бунина) Бунин
Растерзанное гнездо (Сочинение исследование о роли русской деревни в творчестве И А Бунина) - сочинение

Афоризм Карла Маркса об «идиотизме деревенской жизни», надо думать, заразил русских писателей начала 20-го века отвращением к старорусскому укладу. Даже у Есенина ничего, кроме ностальгического плача по «Руси уходящей», не встретить. Похоже, что все русские интеллектуалы видели и по сей день видят в русской деревне лишь обузу на пути в цивилизованную Европу, которая, однако, свою собственную деревню (ферму, ранчо, фазенду, асьенду) бережно хранит и лелеет.
Противоречивое и сложное отношение русских писателей к деревне лучше всего прослеживается на примере творчества великого русского литератора Ивана Алексеевича Бунина. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть после разрушительной реформы 1861 года. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»), подорвавшем национальное здоровье русского народа.
Во многих рассказах в последнем десятилетии 19-го века у Бунина появляются образы «новых» людей-разрушителей, рассказы эти проникнуты тревожным предчувствием близких перемен. В начале 20-го века лирический настрой прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин с пессимизмом смотрит на перспективы народной жизни - слишком мало русского остается в характере деревни.
Рассказ «Суходол» поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира. Это летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев «Суходола» лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца как платы за «общественный» прогресс. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петровича предопределены у Бунина самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта. Доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, ряд «потерянных» могил - все символизирует потерю целого дворянского сословия, за которой последует скорая гибель всей русской национальной традиции. В «Суходоле» Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика близки до неразрывности, всякий «классовый» подход к будущему чреват лишь ослаблением потенциала нации. И вот теперь мы в 21-м веке видим разоренную вконец русскую деревню, которая канула в Лету вслед за дворянской усадьбой.
Иван Бунин - прежде всего певец деревни, а не города. Его муза вскормлена бытом усадьбы, словно выросла среди интимных и мирных настроений, рождавшихся в старых дворянских гнездах, воспетых Тургеневым. И даже та печальная деревенька, которая нарисована в его большой повести («Деревня»), ближе ему, чем город. Из этой деревни смотрит он на далекий шумный мир, где кипит борьба, бурная и быстрая жизнь. И отголоски этой жизни, достигая деревни, умирают здесь, точно нет здесь почвы для жизни, точно смерть уже давно простерла свою руку над этим царством «косности и невежества».



Томительной и нудной кажется эта повесть без интриги, без действия, без ярких красок для человека, далекого от русской жизни, для пришлого созерцателя. Но и сама новая жизнь «освобожденной» полвека назад (в 1861 году) деревни, которую изображает она, такова же. Нет в ней начала и конца, медленные речи, медленные мысли, нет материала для драмы. До бесконечности можно слушать эти речи и смотреть на эти картины, и никогда не скажешь, что в том или ином месте удобнее кончить. Бунин словно подчеркивает, что не было в русской деревне внутренних предпосылок к «революционному» переустройству мира, они привнесены извне, например нигилистом Базаровым. Но если Тургенев только начинал скорбную повесть об умирании сельского уклада жизни, то в изображении Бунина кажется, что деревня, лишенная православного старорусского стержня, переживает последние судороги. «Все линяет», - говорит Тихон Ильич и в таких словах характеризует деревню: «А у нас все враги друг другу, завистники, сплетники, друг у друга раз в год бывают, сидят по своим закутам, мечутся, как угорелые, когда нечаянно заедет кто, кидаются комнаты прибирать... Да что! Ложки варенья жалеют гостю». Не лучше и у помещиков: «Поблизости помещики такая голь, что без хлеба по три дня сидят, последние ризы с икон продали, разбитого стекла вставить, крышу поправить не на что: окна подушками затыкают...». Бунин - поэт деревенского запустения, и в изображение этого запустения он внес манеру своего письма. Настроение томительное и нудное развивается естественно при чтении его повести, и навевает она мысли серьезные и значительные, как и вся его поэзия. Он, может быть, первым из русских писателей взором прозорливца увидел, какой станет русская деревня без русских хозяев в 21 -м веке, и тихо ужаснулся.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бунин > Растерзанное гнездо (Сочинение исследование о роли русской деревни в творчестве И А Бунина)