О победе не говорят в сослагательном наклонении (Сочинение анализ военной прозы В Быкова) - сочинение

Я с первых строк своего сочинения хотел бы противопоставить название содержанию - слишком утвердительно говорить о войне вредно. Это просто предательство нашей истории. Почему же мы так долго воевали, если наша победа была предрешена? Очевидно, у истории своя логика, она не укладывается в примитивные построения типа: наши - не наши, свои - чужие. Победа сложилась из миллиона личных выборов, которые должны были сделать бойцы на своем островке посреди бушующего океана войны. Примером такого неодностороннего подхода к солдатскому подвигу служит повесть Василя Быкова, которая называется «Обелиск». В ней деревенский
обелиск над братской могилой олицетворяет вечную память о подвижничестве народа в годы Великой Отечественной войны.
Василий Владимирович Быков сам стал участником войны в восемнадцать лет. За военным училищем - фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Был ранен, был без вести пропавшим, его имя даже выбито на обелиске над одной из братских могил. Писатель сам сродни литературному обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза.
Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг для него - основная мера гражданственной ценности человека. У подвига бывают разные измерения. Учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста да еще и работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Одноплановость и односторонность даже в математике вредит поиску истины. Может быть, лечь грудью на вражескую амбразуру даже легче, чем скромному учителю явиться на расправу к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза, в комендатуру.



В самой повести автор не дает однозначного решения моральной проблемы. Он просто сталкивает две полемические позиции: Ксен- дзова и Ткачука. Ксендзов убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой, и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича. Комиссар Ткачук проник в нравственную сторону поступка Мороза: «Не будем учить мы - будут оболванивать они». Логика неоспоримая, потому что борьба за души подростков продолжается как во время оккупации, так и в наши дни. Кто кого? Кто привлечет на свою сторону молодежь, тот завоюет будущее. Учитель Мороз пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - . и его и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Сам став учителем, он передал морозовские заветы своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать». Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига неординарного, скромного в своей малозаметности. О таких недальновидные люди привыкли говорить в сослагательном наклонении - если бы да кабы. Но для человека идеи нравственный выбор всего однозначен - правда выше лжи, верность выше предательства. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Каждый из них действовал, руководствуясь собственной совестью. В том-то и ценность нашей великой Победы, что нетускнеющий обелиск ее славы сплавлен из миллиона рядовых побед - героизма над трусостью, совестливости над криводушием и правды над «политической целесообразностью момента», если выражаться языком той отжившей эпохи.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Быков > О победе не говорят в сослагательном наклонении (Сочинение анализ военной прозы В Быкова)