Аналитическая работа над рассказом «Подорожный когда ты придешь в Спа» - сочинение

«Подорожный, когда ты придешь в Спа...» - рассказ из одноименного сборника, куда в 1950 году вошли и другие произведения Г. Белля на военную тематику.

•          Докажите, что это произведение по жанровым признакам действительно является рассказам. (В произведении описывается конкретный эпизод из жизни главного героя, ограниченный круг персонажей, сюжет развивается в одном направлении, герой возникает в уже сформированном виде, вместо всеобъемлющих описаний — важная роль художественной детали).

•          Поскольку перед нами рассказ, то суть его можно познать не так анализируя образы, как дешифруя каждую ударяемую автором деталь. Но начнем с названия произведения. (Рассказ имеет, на первый взгляд, странное и непонятное название).

•          Встречаем ли мы его в тексте, где именно, как часто? (В финале рассказа оно встречается несколько раз).

Поскольку эта фраза имеет высокую интенсивность использования, «выталкивается» в заголовок, то она целиком имеет основания считаться ключевой. Итак, для нас очень важно понять ее. В этом нам поможет историческая справка.

Историческая справка.

Эта фраза является оборванной цитатой двустишия-эпитафии древнегреческого поэта Симонида Кеосского, который жил в V ст. до н.э.:

«Подорожный, когда ты придешь в Спарту, поведай там, что ты видел.

Здесь мы все полегли, так как так велел нам закон».

Этот стих напоминает о битве в Фермопольском ущелье. Во время греко-персидских войн в 480 г. до н.э. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом мужественно защищали Фермопилы от персов. Все спартанцы погибли в неравном бою. Понятие «спартанское воспитание» дожило и до наших дней, удостоверяя чрезвычайно высокий уровень патриотичной, духовной и физической закалки юных жителей Спарты. О мужестве, воле и выдержке, которые закаливались в спартанских школах, и до сих пор ходят легенды! Воин-Патриот, способный ежесекундно стать на защиту отчизны,- вот кто был идеалом спартанцев.

Но почему Белль использует в своем рассказе именно фразу античного автора? Дело в том, что с того времени, как Германия стала империей, она отождествляла себя с гармоничной античностью. Служение империи освящалось идеей справедливости войн, к которым школа готовила немецких юношей. Если юные спартанцы смогли отдать свои жизни за родину, то почему этого не могут сделать немецкие юноши?

Теперь становится понятно, что ключевая фраза неслучайно появляется на доске в немецкой гимназии, она отражает суть системы воспитания в тогдашней Германии. Вбивая в головы молодежи мысль о справедливости войны, героической смерти, фашистские идеологи на самом деле готовили для Гитлера «пушечное мясо». Как известно, мир признал героизм отважных воинов Спарты и осудил гитлеризм, восстав против него и уничтожив его общими усилиями.

•          Почему фраза, вынесенная в заголовок произведения, обрывается на полуслове? На этот непростой вопрос мы попробуем дать ответ в конце урока.

•          Извне сюжет рассказа очень простой, сформулируйте его. (Раненый солдат попадает в госпиталь, который размещен в одной из городских школ. Солдат сознает, что он в своей школе, только когда видит на доске собственноручную надпись, сделанную еще до участия в войне: «Подорожный, когда ты придешь в Спа...»).

•          Но почему не сразу узнает солдат родную школу? Именно на постепенном узнавании главным героем, раненым солдатом, гимназии, в которой он учился 8 лет и которую оставил лишь три месяца назад, и строится сюжет рассказа.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Бёлль > Аналитическая работа над рассказом «Подорожный когда ты придешь в Спа»