НОВАЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА - сочинение

Александр Вампилов — из тех редких имен и явлений в отечественной литературе (сюда я бы отнес еще Николая Рубцова), для которых громкие публичные слова как бы малы и «жмут».
Они — другой меры.
В. Распутин
Сегодня произведения Александра Вампилова широко известны. Их читают и ставят не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако признание пришло к драматургу далеко не сразу: его не понимали и не принимали. Принято считать, что Вампилов пришел в литературу несвоевременно и опередил свою эпоху. С его именем связывают возникновение новой драматургической поэтики.
Появление Вампилова в литературе не прошло незамеченным — его всегда сопровождала бурная критическая полемика. Одни критики встретили его пьесы с восторгом, другие — с раздражением. Думается, это связано с тем, что драматург очень точно отразил приметы реальной действительности, выявил существенные тенденции, которые были отнюдь не привлекательными. Драматургия новой волны своим принципом провозгласила незначительность тем, маленький масштаб действия, наконец, сосредоточенность на частных бытовых вопросах, повседневных проблемах. Новая драматургия говорила об обыденности существования, а не о самоотверженном труде или героическом освоении космоса или
Севера. Действие пьес Вампилов перенес в подъезды, квартиры, кафе, закусочные. Персонажами новой драмы стали самые заурядные люди — продавщицы, буфетчицы, инженеры, шоферы, уборщицы.
Такими же непривлекательными казались герои Вампилова — обычные современники, совсем негероические, даже наоборот. Все герои Вампилова — от главных до второстепенных — противоречивы и неоднозначны. Вампилов всегда показывает человека во всей сложности натуры, открывая и достоинства, и недостатки, хотя недостатков гораздо больше. Оценки вампиловских героев лежат на разных полюсах: праведники и бесхарактерные слабаки, сломленные люди и романтики, фанатики и аморфные, никчемные люди. Сколько людей — столько и мнений. Дело же в том, что Вампилов предоставляет каждому читателю самому решать, каков тот или иной герой и как к нему относиться.



Характерным приемом построения пьес Вампилова является центростремительность действия. Иначе говоря, все события и герои концентрируются вокруг главного героя, который поставлен в центр. В «Утиной охоте» таким героем является Зилов. Такой герой поставлен выше окружающих, к нему приковано внимание драматурга и зрителей, он не такой, как другие. Чаще всего он не испытывает от этого никакой радости, потому что непохожесть доставляет ему лишь неприятности и проблемы. Однако такой герой может понять свое плачевное состояние, может подняться над суетой и, по выражению Е. Стрельцовой, «прозреть для самого себя». В драматургии Вампилова главным являются не новые приемы организации действия, а нравственные искания персонажей, этих самых обычных людей. Нравственный выбор всегда очень труден, поэтому он следует под влиянием каких-то неординарных событий. Кульминационные моменты развития действия приводят героев к необходимости принять решение, от которого зависят их будущее и даже жизнь. Толчок всегда происходит внезапно: жизнь шла своим чередом, как вдруг происходит что-то такое непреодолимое, что заставляет героя делать выбор. Этот выбор делается, в основном, под влиянием эмоционального порыва, а не после холодного анализа. В «Утиной охоте» драматург показывает, как происходит распад личности под влиянием сделанного выбора. Вампилов нигде прямо не говорит, что этот выбор — неправильный, но он так строит пьесу, что читатель сам понимает это. Или, по крайней мере, должен догадаться. Особенностью драматургической поэтики Вампилова является то, что поводом к переоценке ценностей, к нравственным исканиям являются безобидная шутка, ничего не значащий пустяк. Зилов понял весь ужас своей жизни после того, как друзья подшутили над ним — прислали траурный венок и телеграмму с соболезнованиями. Это натолкнуло его на мысль о самоубийстве, потому что духовно он умер уже давно. Это особенно ярко прописано в сцене объяснения с женой. Сам Зилов так говорит о себе: «Что со мной делается? Неужели у меня нет сердца?» Вампилов дает читателю лишь почувствовать внутреннюю трагедию героя, но не объясняет ее причин. Драмы Вампилова, а особенно «Утиная охота», открывали, что драматична сама жизнь человека, а не столкновение характеров, как в классической драма- тургии. Он изображал саму жизни, непритязательную и загубленную, раскрывал те процессы, которые происходят во внутреннем мире человека. Но Вампилов до конца верил в человека, в то, что он сможет выстоять и сохранить свое человеческое достоинство даже в самых унизительных ситуациях. Таковы любимые герои Вампилова — Валентина, Сарафанов, Хомутов. Закончить хотелось бы высказыванием К. Рудницкого, очень точно определившего суть вампиловской драматургии; «Смелым талантливым пером он обозначил драматические противоречия, прежде никем не опознанные. Более того, он сумел показать въедливую, цепкую жизненность этих противоречий, их способность, меняясь и трансформируясь, надолго сохранять колючую, беспокойную актуальность». Это замечание критика объясняет, почему пьесы Александра Вампилова актуальны и необходимы и в наше время, спустя почти полвека после их создания.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вампилов > НОВАЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА