1. Связь поколений и чувство братства. 2. Духовная составляющая и музыка. 3. Неизвестный клочок земли и домашний уют. Поэма Твардовского «Василий Теркин» имеет авторское обозначение жанра — «книга про бойца». Главы, составляющие содержание поэмы, создают картину военного времени. И все эти маленькие эпизоды объединяются образом главного героя — Василия Теркина. Однако в произведении по небольшим кусочкам можно воссоздать и портрет воюющего народа. Всем известна одна из глав поэмы — «Переправа». «Переправа, переправа! / Берег левый, берег правый, / Снег шершавый, кромка льда...» В этой главе автор сравнивает мужество и поведение бойцов с действиями их отцов. Таким образом осуществляется связь поколений. «Но уже идут ребята, / На войне живут бойцы, / Как когда-нибудь в двадцатом / Их товарищи — отцы». И потом мостик перекидывается к обобщающему образу русского солдата-труженика. Всех этих солдат объединяет одно: смерть часто свистит мимо виска, и никто не знает, кого она заденет в этот раз. Но все эти препятствия не останавливают русского воина в стремлении к победе, к защите своего сердца — Родины. Твардовский не избегает и описания потерь при изображении боевых действий. «И увиделось впервые / Не забудется оно: Люди теплые, живые / Шли на дно, на дно, на дно...» Как в любом деле, в данном случае остается надежда на благоприятный исход, а главное, на то, что товарищи останутся в живых. Чувство братства, поддержки всегда ощущалось на войне. Именно оно дает толчок снова идти, даже когда дороги нет ни вперед, ни назад. Первый взвод, что закрепился на берегу, ждет подмоги и не унывает. Уныния нет, и не может быть на войне. «Взвод на правом берегу / Жив-здоров назло врагу! / Лейтенант всего лишь просит / Огоньку туда подбросить». И только война, ставшая границей между жизнью и смертью, заслуживает таких слов автора: «Бой идет святой и правый. / Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле». Воюющий народ и на деле, и в поэме Твардовского не ищет признания своих заслуг, а стремится только к одному: отстоять свое право жить свободно и радостно на родной земле, не задумываясь о том, когда упадет бомба и куда попадет очередной снаряд. «А старик как будто ухом / По привычке не ведет. / — Перелет! Лежи старуха. — Или скажет: / Недолет...» Автор не оставляет без внимания и духовной составляющей воюющего народа. Чтобы смело идти в бой, нужен и определенный настрой. Этому посвящена глава «Гармонь». В ней говорится о важности музыкального инструмента на войне. «И от той гармошки старой. / Что осталась сиротой, / Как-то вдруг теплее стало / На дороге фронтовой». В новых руках она получала новое звучание, она ожила и оживила погибшего гармониста. Автор сравнивает музыку с огнем, от которой оттаивают уставшие души солдат. Бойцы на миг забывают все тяготы войны, да и сама она оказывается где-то очень далеко. «И забыто — не забыто, / Да и не время вспоминать, / Где и кто лежит убитый / И кому еще лежать». Поиск В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений Сочинения > Василий Теркин > Картины воюющего народа в поэме А Т Твардовского «Василий Теркин» |