Связь драмы «Вильгельм Телль» с идеологией Просвещения - сочинение

Цель: повторить сведения о эпохе Просвещения; ознакомиться с жизнью и деятельностью Фридриха Шиллера; подготовить учеников к восприятию содержания драмы «Вильгельм Телль», показать связь драмы с идеологией Просвещения; развивать читательский интерес учеников. Оборудование: портрет Ф. Шиллера, иллюстрации с изображением архитектурных памяток, замков Германии XVII-XVIII ст.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

    «Гений, который легкими шагами ступает
    по тропинке света», который наделен
    «волей к красоте, к истине и добру,
    к моральной чистоте, к внутренней
    свободе, к искусству, к любви, к миру,
    к спасательному осознанию собственного достоинства».
    Т. Манн.

Ход урока.

I. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Экспресс-опрашивание.

    Укажите хронологические рамки эпохи Просвещения. 
    В чем основная сущность эпохи? 
    Какая идея является одной из ведущих идей Просвещения? 
    Объясните идеологию эпохи Просвещения. 
    Какую роль в XVIII ст. играла литература?
    Назовите известнейших просветителей.


II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Эпохи бывают разными, и очень интересной является эпоха 1770-1780 годов, известная под названием «Буря и нажим» («Sturm und Drang»). Как и предыдущие, она родила своего героя. Герой «Бури и нажима» был влюбленным в свободу мечтателем, который не боялся рисковать. В его груди жило горячее сердце, которое не могло мириться с обстоятельствами, в которых он жил. Именно таким в жизни и в творчестве был Фридрих Шиллер - немецкий поэт, драматург, философ и историк.

II. Работа над темой урока.

1. Сообщение учителя и учеников о жизни и творчестве Шиллера (по опережающей задаче).

Параллельно с сообщениями ученики делают краткую запись в тетради, готовясь формулировать вопросы для взаимопроверки.

Содержание сообщения.

Рождение и детские годы. 10 ноября 1759 года тишину в одном из домов небольшого городка Марбах Вюртембергского герцогства нарушил плач ребенка. Этим ребенком был будущий поэт, первая песня которого была не совсем поэтической. Появился на свет Йоганн Кристоф Фридрих Шиллер. Его отец - Иоганн Кассапар Шиллер - военный фельдшер, мать - Доротея, урожденная Кодвейс, дочь трактирщика. Семья Шиллеров много странствовала за полком, в котором служил отец, а после его отставки переехала в Людвинбург. Фридрих был нормальным ребенком. Больше всего он любил свой родной город, отца, маму и маленькую сестричку. Фридрих с любовью вспоминал своего первого наставника-пастора, который научил его читать и писать. С 1768 года будущий поэт начал посещать латинскую школу. Эта школа готовила учеников к вступлению в семинарию, а уже оттуда открывался путь в университет на богословский факультет. Но катехизис Фридриха интересовал мало. Его романтической натуре больше по душе были произведения Овидия, Горация, Вергилия.

Мальчик рос среди живописных окраин, руин старинных замков, внимательно присматриваясь и прислушиваясь ко всему новому и интересному. Вместе с отцом он бывал на ярмарках, народных гуляниях, впечатления от которых навсегда врезались в память. Больше всего запомнились Фридриху спектакли кукольного театра и спектакли средневековых мистерий. Именно с этих пор у него зарождается любовь к театру, лицедейству.

Молодые годы. Начало литературной деятельности. Родители мечтали, чтобы сын стал богословом, но, как подчиненный герцога Вюртембергского,

Отец вынужден был отдать сына в так
 называемую Карловую академию, где тот без особенной заинтересованности    сначала    изучал
 юриспруденцию,    а    потом —    медицину.
Восемь   лет   (1773–1780)   провел   Шиллер
 в этом «рассаднике рабов», где властвовали
 шпионаж и слежка за учениками, категорически запрещалось   общаться   с
 внешним миром, а все воспитанники подчинялись наиболее строгой дисциплине, за  нарушение которой их били киями. Лишь ночью
 Шиллер мог украдкой читать. Он много
 раз   перечитывал   произведения   Плутарха,   оды
 и поэмы Клопштока, лирические стихи и роман  «Страдание  юного  Вертера»  своего
 старшего   современника   Гете.   Позднее   он
 пришел в восхищение от Шекспира. Выйдя из академии после ее окончания,
 Шиллер был назначен полковым врачом, получал за службу
 жалкие деньги.

Драма «Разбойники». Над первой драмой «Разбойники» Шиллер начал работать, еще находясь в академии. В 1781 году драма была завершена, а 13 января 1782 года впервые показана на сцене Мангеймского театра. Спектакль имел колоссальный успех. Потом были триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Герцог Вюртембергский, узнав о спектакле, приказал посадить автора драмы «Разбойники» на гауптвахту и запретил ему писать что-нибудь, кроме произведений по медицине. Для Фридриха это означало моральную смерть. Шиллер решил убежать из владений карликового деспота. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышных придворных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице герцога, автор драмы «Разбойники» тайно убежал из Вюртемберга. Пять лет убогий и бездомный Шиллер блуждал и упорно боролся за признание среди немецких читателей и театральной публики. В конце концов, поэт нашел в Лейпциге друзей, которые помогли ему преодолеть жизненные трудности. Произведения Шиллера были изданы, он жил под дружеской крышей своего пламенного почитателя Готфрида Кернера, который тактично опекал Шиллера. За поэзии «Глупые монахи», «Колесница Венеры» поэта начали преследовать, арестовали на две недели и запретили писать.

Поэтическое творчество Шиллера. Одновременно с драматургией Шиллер пишет поэзии. В его стихах мысль всегда доминирует над чувством; размышляя над разными явлениями жизни, он черпает аргументы в античной мифологии и искусстве эпохе ренессанса. Воспевая прекрасную даму, он называет ее Лаурой, не только выражая тем самым возвышенные чувства, но и заявляя себя приверженцем итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Оба поэта размышляют над тем, почему так необходима любовь человеку и человечеству. Подобно античным мудрецам, Шиллер считал, что все частицы огромного разрозненного мира объединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без нее мир и природа мертвые. Страсть, которая воспевается поэтом, к Лауре - большое светлое чувство, так как оно - необходимая соединительная частица мироздания. В Карловой академии излагал философию талантливый педагог и ученый Абель, который стал со временем другом Шиллера. На будущего поэта лекции Абеля оказали чрезвычайное впечатление. Опираясь на учение немецкого философа и ученого Лейбница, преподаватель стремился привить своим воспитанникам оптимистичное мировосприятие, вселить любовь к ближнему, наставлял их на путь познания окружающего мира. Лекции Абеля не прошли для Шиллера напрасно. Наиболее ощутимым является влияние его философской концепции в одном из известнейших произведений Шиллера «Ода радости», в основу которой положен присущий Шиллеру принципиальный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом. Этот стих получил мировую славу благодаря тому, что Бетховен завершил 9-ю симфонию грандиозным хором на его текст.

Зрелость. Осознание своего назначения. В 1787 году Шиллер поселился в Веймаре, где жил и работал великий Гете. У поэтов сложились дружеские отношения. Позднее Шиллер жил в разных городах Германии, пробовал свои силы в журналистике, писал теоретические трактаты, работал профессором истории Енского университета, но его материальное состояние было сложным. 10 ноября 1790 года Шиллер обвенчался с Шарлоттой фон Ленгефельд. Это событие положило конец его десятилетним блужданиям, поискам себя в мире. И вслед за радостью Шиллера постигло горе – в 1791 году он заболел и с этих пор начинается постоянная борьба за жизнь, которая продолжалась почти полтора десятилетия.

Очень важным моментом в жизни Шиллера стал 1799 год, когда он по приглашению Гете вторично поселился в Веймаре. В 1802 году герцог Карл Август предоставил поэту дворянское звание, которое позволяло, не думая о заработке, писать стихи, пьесы, заниматься философией и историей. В этот период Шиллер особенно тесно общается с Гете, о чем мечтал давно. Казалось, что, в конце концов, жизнь наладилась. Однако испорченное здоровье не дало Фридриху возможности закончить произведение

 

 «Деметриус». Устами Вильгельма Телля поэт простился с театром и с жизнью. Последним словом его было слово «свобода».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вильгельм Телль > Связь драмы «Вильгельм Телль» с идеологией Просвещения