Жизненная неустроенность и разобщенность героев пьесы А П Чехова «Вишневый сад» - сочинение

1.	Мастерство Чехова — писателя-реалиста.
2.	Неразбериха в судьбах героев Чехова: симптомы и причины.
3.	Отношение автора к своим героям. 
Мы попали в сей мир, как в силок - воробей.
Мы полны беспокойства, надежд и скорбей.
В эту круглую клетку, где нету дверей,
Мы попали с тобой не по воле своей.
Омар Хайям
А. П. Чехова по праву считают одним из гениальных писателей, мастеров критического реализма. В своих произведениях он создает живые, яркие, запоминающиеся образы. Большинство его рассказов полны едкой сатиры на окружающую действительность, но одновременно они проникнуты глубокой горечью и неподдельным сочувствием к героям. Не являются исключением и пьесы Чехова. Так же, как и в рассказах, писателю удалось нарисовать своеобразные характеры героев, и это притом, что в пьесе, в отличие от других литературных жанров, это возможно только через действие, через реплики персонажей. Описательная часть повествования в этом жанре литературы, как известно, практически отсутствует, за исключением коротких ремарок для актеров.
Все действие пьесы занимает небольшой отрезок времени; однако благодаря мастерству автора мы много узнаем о прошлом героев, можем предположить, что ожидает их в будущем.
Характерной особенностью для героев пьесы «Вишне- вый сад» является то, что их жизнь идет как-то нескладно, как говорится, «через пень-колоду». Вроде бы все они люди хорошие, стремятся к лучшему — да только получается что- то неопределенное.
О главной героине пьесы, Любови Андреевне Раневской, все, кто ее знает, отзываются очень хорошо, да из ее поступков явствует, что она очень добрый, сердечный человек. Но вот только доброта ее не приносит счастья ни ей, ни ее близким. Ведь именно из-за ее доброты, смешанной с бесхарактерностью и слабоволием, поместье разорено, вишне 
вый сад продают за долги. Она привязана к человеку, который не стоит ее чувства, который просто использует ее.



Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской, искренне любит сестру и племянниц, старается придумать выход их того положения, в котором все они очутились. Но он постоянно совершает множество нелепейших поступков. Сестра замечает ему на его неуместные разглагольствования: «Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах. И кому? Половым говорить о декадентах!» Гаева постоянно тянет на рассуждения, и неважно, будет ли тема незначительной или возвышенной, какая собралась аудитория — его увлекает сам процесс произнесения речи. Хотя потом он осознает всю нелепость и комичность своего поведения: «...сегодня я речь говорил перед шкапом... так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо». Петя Трофимов, «облезлый барин», «вечный студент», — яркий пример жизненной неустроенности. Он достаточно образован и начитан, он верит в то, что настанет время, когда жизнь переменится к лучшему; он способен увлечь юную душу Ани своими немного восторженными, но искренними мечтами: «Верьте мне, Аня, верьте! Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но сколько я уже вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба ни гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его...» Петя трогателен и смешон. Смешон и жалок, потому что он «вечный студент», никак не завершит свое образование; смешны его поиски калош, смешны и бестактны его поддразнивания Вари. Не менее показательны и другие персонажи пьесы: конторщик Епиходов, прозванный «двадцать два несчастья», помещик Симеонов-Пищик, который ко всем обращается с назойливой просьбой о займе, Шарлотта, толком ничего не знающая о своих родителях. И даже богач Лопахин, преуспевающий делец, выгодно отличающийся этим от остальных персонажей пьесы, испытывающих постоянные финансовые затруднения — даже он словно бы чувствует себя не на месте: «...я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только вот что богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...» Его успех в работе оборачивается непонятной нерешительностью в сердечных делах: ведь они с Варей вполне бы могли соединить судьбы, но он все никак не сделает предложение, и в результате их пути расходятся. Разобщенность героев остро ощущается в сценах, когда Лопахин уговаривает Раневскую отдать свой вишневый сад под дачи, а она и ее брат словно не понимают, о чем идет речь. Они и в самом деле этого не понимают, потому что они — дети ушедшей эпохи, привыкшие мечтать среди цветущих вишневых деревьев. Где уж им оценить практические доводы Лопахина! Для того чтобы усилить ощущение неустроенности и разобщенности героев, Чехов вводит в пьесу образ старого слуги Фирса, который только и говорит, что о прошлом. Но его никто не слушает, никому не интересна его старческая болтовня. И в финале пьесы выясняется — хотя Раневская то и дело осведомлялась о Фирсе — что его забыли одного в опустевшем доме. «Эх, ты... недотепа!..» — этими словами Фирса Чехов завершает свою пьесу, и мы понимаем, что это слово обращено к каждому персонажу «Вишневого сада». И тем не менее мы постоянно ощущаем по ходу действия пьесы, что автор сочувствует своим героям. Вероятно, Чехову хотелось бы, чтобы судьба его героев сложилась более счастливо. Но он, как истинный реалист, не стремится ничего приукрашивать, показывать жизнь лучше, чем она есть на самом деле. Герои Чехова таковы, каковы они есть, каки ми сделала их окружавшая их среда — и поступать и мыслить иначе они просто не могут. Глубокой симпатией ко всем русским «недотепам» проникнута пьеса «Вишневый сад» — но в ней заключено и предостережение мудрого автора. Можно, конечно, посадить новый сад, но главное искусство — сберечь и приумножить то, что имеешь: сад своего счастья, сад своей души.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Жизненная неустроенность и разобщенность героев пьесы А П Чехова «Вишневый сад»