Загадка Любови Раневской (По пьесе Чехова «Вишневый сад») - сочинение

1.	Значение вишневого сада в жизни героини Чехова (прошлое).
2.	Характер Раневской. Ее жизнь за границей (настоящее).
3.	Путь в никуда (будущее).
Я бреду по бездорожью,
Мысли рвутся, как в бреду. Каждый шаг неосторожный Мне из радости в беду...
К. Никольский
А. П. Чехов является одним из ярчайших представителей русского критического реализма. В его произведениях характеры героев раскрываются через взаимодействие с внешними условиями жизни, через отношение к ним. Внутренний мир героев подвергается глубокому психологическому анализу, и знаменитая пьеса Чехова «Вишневый сад» не является исключением.
Собственно действие пьесы охватывает небольшой период времени: однако мы достаточно узнаем о прошлом и настоящем героини, чтобы представить себе ее будущее.
Прошлое занимает в сознании Любови Раневской огромное место; она настолько привязана к своим воспоминаниям и привычкам, что не в силах понять: былое ушло, обстоятельства изменились, давно пора коренным образом менять свою жизнь. Конечно, как и у большинства людей, в прошлом Любови Андреевны были и горести, и радости, но дело не этом. И горе, и счастье — знаки, отмечающие части пути, пройденного человеком; но пока человек живет, он должен идти дальше. А героиня Чехова словно застыла на одном месте. Она не силах понять, как переменилось ее положение: из богатой помещицы она, в сущности, превратилась в нищую, однако по-прежнему расточительна и нерасчетлива.
Образ вишневого сада имеет ключевое значение для понимания характера героини Чехова. Для Любови Раневской вишневый сад — это не просто сад, а идеал счастья, образ безмятежного детства, символ дома, куда возвращаешься из долгих странствий: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, мое счастье...». Но к своему дому нельзя относиться легкомысленно; чтобы он всегда готов был встретить тебя, бьггь тебе надежным приютом, о нем тоже необходимо заботиться. А легкомыслие Раневской приводит к тому, что она безвозвратно теряет свой дом, свой вишневый сад.



«Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы все раздала», — метко замечает Варя. И в этом вся суть Раневской. Она никогда не умела управлялъ своей собственностью, и судьба сводит ее с мужчинами, которые только растрачивают ее деньги: «Я всегда сорила деньгами, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер... и на несчастье я полюбила другого... А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно...» Любовь Андреевна — очень добрый и отзывчивый человек, у нее «хорошая, чистая душа», но она совершенно не в состоянии здраво рассуждать об обыденных, житейских вопросах. Имение вот-вот пойдет с молотка, надо срочно что- то предпринимать, чтобы сохранить хоть малую часть былого богатства. Лопахин предлагает ей пусть и не самый лучший, но вполне разумный выход из положения — сдавать участки под дачи. Правда, для этого придется вырубить сад... Но в том-то и дело, что вопрос стоит так: либо сделать это самой, но удержать землю в руках, следовательно, сохранить источник существования, либо потерять все — и тогда сад вырубят другие, что в конце концов и происходит. Ее личная жизнь не менее бестолкова. Ее брат, с которым они очень дружны, так говорит о ней: «Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем ее движении». Скорее всего, на самом деле Любовь Андреевна не столь уж «порочна», просто ее доброта и легкомыслие приводят к таким поступкам, о которых и сама она впоследствии жалеет. Однако у нее нет воли, она бесхарактерна. По всему тому, что мы узнаем о ее любовнике, становится ясно, что этот человек ее не любит, а просто нагло пользуется ее добротой, ее любовью и ее деньгами. Все это понимают и пытаются втолковать Раневской; да она и сама это понимает, только вот не может — и, следовательно, не хочет — решительно порвать с ним. Она снова, как покорная собачонка, готова бежать к нему, забыв о гордости, забыв о своих финансовых обстоятельствах: «Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехорошо... Он просит прощения, умоляет приехать... И что тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу». И она едет к нему. Нетрудно представить, что произойдет дальше. Пока у нее еще есть какие-то деньги, она будет ему нужна, а потом, скорее всего, он безжалостно бросит ее, нищую и постаревшую. Правда, у Раневской еще есть дочь, Аня, которой хоть и всего лишь семнадцать лет, но она уже многое понимает в жизни. Она искренне сочувствует своей матери: «Как я ее понимаю, если бы она знала!» Ведь Раневская до сих пор не может оправиться после смерти своего маленького сына, который шесть лет назад утонул в реке. Она воспринимает смерть ребенка как наказание за свою грешную любовь. Аня старается утешить, поддержать мать. Наверное, девушка догадывается, что любовник скоро бросит Любовь Андреевну: «Ты, мама, вернешься скоро... не правда ли? Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать». Душа Ани полна юношеских грез о грядущем счастье, и она жаждет поделиться своими мечтами с матерью: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!» Но если даже произойдет такое чудо, и мечты Ани станут явью, тот новый сад, о котором она говорит, будет ее садом — садом ее жизни, ее счастья. А сад Раневской навсегда остался в прошлом — это сад утраченного счастья, сад погибших надежд.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Загадка Любови Раневской (По пьесе Чехова «Вишневый сад»)