За кем будущее России (По пьесе А П Чехова «Вишневый сад») - сочинение

1.	Молодое поколение в пьесе Чехова «Вишневый сад».
2.	Спорность трактовки образа Пети Трофимова.
3.	Аня — человек нового поколения.
К молодому поколению, которому, как принято говорить, принадлежит будущее России, в пьесе А. П. Чехова относятся два героя — Петя Трофимов и Аня. Мне бы хотелось подробнее проанализировать характер первого из героев, Пети, в образе которого, собственно, и сосредоточены привычное нам черты передового человека. Аню также относят к новому прогрессивному поколению, она следует за Трофимовым, восхищена им и почти в него влюблена. Однако, на мой взгляд, образу Ани не отводится должного места, когда речь идет о молодых героях пьесы «Вишневый сад».
Итак, кто же он, передовой человек, и в чем именно заключается прогрессивность его идей и убеждений, как относятся к нему окружающие, какое место он занимает в обществе?
Многие критики в образе студента Пети Трофимова отмечали черты нового психологического типа — личности, способной строить новую жизнь. Действительно, эти черты кажутся неоспоримыми в характере двадцатишестилетнего интеллигента, сына аптекаря. С ним мы знакомимся в самом начале произведения и узнаем, что шесть лет назад он был учителем семилетнего мальчика — сына хозяйки имения Раневской. Случилось горе — мальчик утонул, и его мать, в надежде забыться, уезжает в Париж, а студент Трофимов поселяется неподалеку от имения.



Как и во многих других произведениях, образ героя раскрывается через его собственные реплики, а также посред ством оценки его другими персонажами и взаимоотношений с ними. Так, к примеру, Раневская считает Трофимова немного смешным, но «хорошим, добрым человеком», с «чистой душой». Лопахин слегка подтрунивает над ним, но искренне любит его, предлагает взаймы денег, хотя и знает, что возвратить долг Трофимов не в силах. По словам Раневской, Петя «смело смотрит вперед», и это, безусловно, хорошо вписывается в образ революционера. Но характеристика, которую дают ему другие персонажи, заставляет задуматься о том, каким авторитетом может пользоваться тот, о котором то и дело на протяжении всей пьесы слышится: «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» (Варя), «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?... Волосы не густые, очки», «И надо же что-нибудь с бородой сделать, чтобы она росла как-нибудь» (Раневская); «Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент» (Лопахин). «Да, я облезлый барин», — говорит о себе Трофимов. Для большинства окружающих он смешон. Конечно, можно сказать, что герой красив и силен духовно. Однако мне представляется, что сила и гордость Трофимова объясняется тем, что он, как говорит Раневская, «не видит и не ждет ничего страшного, так как жизнь еще сокрыта» от него. Трофимов произносит монологи о российской интеллигенции, которая «с мужиками обращается, как с животными», говорит о рабочих, которые «едят отвратительно, спят без подушек», о крепостниках, которые «владеют живыми душами», о тех, кто живет за счет других, размышляет о человеке вообще. При этом подчеркивает, что опасается «серьезных разговоров». Петя утверждает, что вокруг себя видит только «грязь, пошлость, азиатчину», а «человек... в громадном большинстве... груб, неумен, глубоко несчастлив». Трофимов причисляет себя к «громадному большинству той интеллигенции», которая «ровным счетом ничего не делает», кроме того, что ведет разговоры о необходимости что-то делать. Может не так уж он и несправедлив в подобной оценке? Ведь он действительно постоянно твердит о надобности действия, что «надо искупить наше прошлое... необычайным, непрерывным трудом», приняться «за свой полезный труд». Причем свои речи он произносит в присутствии деятельного и предприимчивого Лопахина и трудолюбивой Вари. Очень неубедительно выглядит Петя Трофимов в роли вожака передового студенчества. Этот «облезлый барин» не делает ничего. Вспомним слова Раневской, на которые он даже не обращает внимания: «Надо же учиться, надо курс кончить. Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно». В словах Трофимова о том, что необходимо что-то делать, как-то действовать, нет ничего ни передового, ни нового. Жизнь в провинции и «ничегонеделанье» оторвало студента от всего реально передового. Он только предчувствует грядущие перемены, «счастье». Говорит он красиво, страстно и убедительно зовет вперед. Трофимов призывает изменить жизнь, зовет за собой, уже видя себя в первых рядах: «Не отставай, друзья!». Но он не имеет никакого представления о том, куда идти и что делать. Отсутствие цели налицо, если только не считать целью «яркую звезду, которая горит там, вдали». Трофимов зовет «быть свободным, как ветер», но от чего? В конце пьесы он собирается ехать в Москву вместе с Аней, чтобы там начать строить новую жизнь, «посадить новый сад». Но непонятно одно: как он такой, какой есть, с таким жизненным опытом собирается совершать какие-либо перемены. Таким образом, Трофимов вряд ли может причислять себя и к молодому поколению, и к тем, от кого зависит будущее России. Герой оказался развенчанным. Тогда какое же место занимает «передовой» студент Трофимов в действии пьесы? Чехов считал, что задача Трофимова и ему подобных — толкать вперед таких людей, как Аня. То есть Трофимов выступает своего рода «детонатором» Ани. Под влиянием Пети она вырастает духовно. Трофимов своими речами побуждает Аню не только мечтать о новой жизни, но и действовать, хотя конкретных действий героини в пьесе также не видно. Однако ясно, что будущее именно за Аней, именно она, не обремененная тяжкой ношей прошлого, обладающая незаурядным характером, очевидно, и вступит в ряды тех, кто будет сажать «новый сад».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > За кем будущее России (По пьесе А П Чехова «Вишневый сад»)