Лопахин и Петя Трофимов в пьесе А П Чехова «Вишневый сад» - сочинение

Лопахин и Петя Трофимов не вступают в пьесе в прямое противодействие, поскольку у Чехова вообще все строится не столько на внешнем действии, сколько на внутреннем конфликте, но они являются героями, которых автор явно хотел противопоставить друг другу. Нельзя представить себе двух более несхожих людей, которые абсолютно все воспринимали бы по-разному.
Роль Лопахина — центральная в пьесе; на этом всегда настаивал Чехов, предостерегая режиссеров «Вишневого сада» от упрощенного, мелкого толкования этого образа. Купец, выходец из низшего сословия, он вовсе не груб, а тактичен, деликатен, искренен. Если попытаться охарактеризовать его коротко, то это делец с душой артиста, хотя так его не воспринимает никто из окружающих, за исключением, как ни удивительно, Пети Трофимова.
Сам Петя — личность довольно странная. Читателю трудно разделить то чувство, которое испытывают к нему обитатели усадьбы, в особенности Аня. Петя часто многословен, однако, поскольку он подводит под свои изречения «научную базу», то его слова не вызывают в слушателях такого протеста, как высокопарные речи Гае- ва. Петя, несомненно, красиво изъясняется. Более того, в его словах слышатся высокие гражданские, почти революционные мотивы. Его слова о гордом человеке, о свободном труде, об интеллигенции проникновенны и, по всей вероятности, искренни. Но разве, рассуждая обо всем этом, Петя не уподобляется осуждаемым им «философствующим» личностям? Он, такой чуткий к духу времени, показывает себя абсолютно черствым человеком в отношениях с Аней, в восприятии вишневого сада.
А между тем Лопахин, этот делец, мужик, черствость которого была бы более оправданна, умеет любить и человека, и природу. Его невысказанные чувства к Раневской — самый лирический мотив пьесы. Если кто из героев способен по-настоящему любить, так это Лопахин, которого засмеяли бы, узнав о его чувствах к Любови Андреевне. Так же и с вишневым садом. Все словоизлияния Гаева и Раневской выглядят бледно рядом с простыми и искренними словами Лопахина: «Имение, прекрасней которого нет на свете». Раневская и Гаев — дворяне, их учили воспринимать красоту и грамотно выражать свои мысли, Лопахин — всего лишь мужик. Тем удивительней, что он умеет так тонко чувствовать прекрасное. В то же время он и о деле не забывает. Идея разбить сад на дачные участки — не просто ощутимая прибыль, но и реальная возможность спасти имение. Однако предложение это находят не более чем пошлым. Никогда и никто не пытался относиться к словам Лопахина серьезно. Он ведь сам себя характеризует так: «со свиным рылом в калашный ряд». Что уж говорить о том, что все остальные именно так его и воспринимают.
Тот же Петя грезит об «общественном саде», когда Лопахин с его деловой хваткой может осуществить это не на словах, а на деле. Петя рассуждает о многом, в жизни не подтверждая ничего: он говорит о том, что надо перестать восхищаться собой, но сам тщеславен, говорит о свободном труде, а сам остается «вечным студентом» и не приносит ощутимой пользы обществу, провозглашает, что он «выше любви», но и это не более чем оправдание своей неспособности любить. Петя — человек умный, этого нельзя отрицать. Если бы его словесную энергию можно было направить в нужное русло, совместить ее с деловыми качествами и артистической душой Лопахина, то ему бы цены не было. Однако Петя остается, как это ни грустно, всего лишь пустозвоном.



Петя со всем его гражданским пафосом, бичеванием общественных язв и убеждением, что он «выше любви», во многом фальшивит в отличие от Лопахина, характерная черта которого — искренность. Тем удивительней это качество, что Лопахин умудряется вторить, не фальшивя, всем своим собеседникам. Он непринужден в общении с представителями всех социальных групп: с Любовью Андреевной чувствителен, с Трофимовым — ироничен, умея точно перенять Петин тон, с Гаевым уважителен, с Пищиком фамильярен, с прислугой демократичен. Этот человек умеет чувствовать другого, хотя нигде этому, не обучался. В связи с этим вызывает интерес и любовная интрига, связанная с Лопахиным. Он искренен, соглашаясь жениться на Варе и не менее искренен в своих чувствах к Любови Андреевне. Удивительная личность! Есть Лопахин-купец и есть Лопахин-человек. И только один герой пьесы может по-настоящему откликнуться на эту двойственность — Петя Трофимов. Сначала Петя заявляет Лопахину, что тот необходим обществу, как хищник, съедающий все, что попадается на пути. Тот же Петя, расставаясь с Лопахиным, растроганно признается: «...я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» Трофимов не противоречит себе, а лишь отзывается на лопахинскую двойственность. Если Ермолаю Лопахину с помощью Пети дана столь точная и лаконичная оценка, то самого Петю никто не оценивает так же точно. На него либо смотрят, открыв рот, либо подсмеиваются, но никто не задумывается над тем, что же это за личность на самом деле. Ведь Трофимов, как бы там ни было, человек, устремленный в будущее, желающий сделать жизнь лучше, превратить всю Землю в вишневый сад. Но даже Аня, благоговейно внимающая всем его речам, вслушивается не в их смысл, а скорее в звучание. Остальные же еще более равнодушны к Петиным лозунгам. Петя при прощании дает советы Лопахину, хотя тот — единственный персонаж, который в советах не нуждается, который действительно умеет жить, при этом жить настоящим, а не цепляться за прошлое и не надеяться на будущее. Он никогда не пропадет, не заблудится в лабиринтах жизни, хотя при этом может быть очень несчастен. А Петя с его устремлениями в будущее так никогда и не почувствует реальной жизни, оставаясь «вечным студентом» и бесполезным человеком.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Лопахин и Петя Трофимов в пьесе А П Чехова «Вишневый сад»