Сочинения > Вишневый сад > Прошлое настоящее и будущее в пьесе А П Чехова «Вишневый сад»
Прошлое настоящее и будущее в пьесе А П Чехова «Вишневый сад» - сочинение


Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (Второй вариант)
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (Первый вариант)
Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее россии в пьесе чехова «Вишнёвый сад»



Прошлое, настоящее и будущее воплощают в «Вишневом саде» сталкивающиеся социальные силы, расстановка которых соответствует исторической действительности конца Х1Х-на- чала XX века: уходящее в прошлое дворянство (Гаев, Раневская); новое купечество, представители которого становятся подлинными «хозяевами жизни» и которым, безусловно, «принадлежит» настоящее (Лопахин), и разночинная интеллигенция (Петя Трофимов), взгляд которой устремлен в будущее. Эти силы сталкиваются в пьесе вокруг центрального события — продажи с молотка усадьбы Гаевых. Родовая усадьба — одно из тех «дворянских гнезд», с которыми русская историческая память издавна связывала представления о ценностях дворянской культуры, особенностях быта («привычках милой старины»), большой традиционной семье. В то же время в ряде выдающихся произведений XIX века представлены иные образы поместного дворянства, помещичьего быта. Гоголь в «Мертвых душах» пишет о бездуховности, жадности, тупости помещиков; Тургенев в «Отцах и детях» — о склонности поместных дворян к праздности; Гончаров в «Обломове» — о пассивном, растительном существовании помещиков. В Гаеве и Раневской воплощены и привлекательные, и отталкивающие, и смешные черты уходящей в прошлое русской знати. Брат и сестра безвольны и недальновидны, не имеют в жизни ни определенного занятия, ни цели, не способны защитить накопленные предыдущими поколениями материальные и духовные ценности. Дворянское имение не просто переходит в руки купца-предпринимателя — новым владельцем усадьбы становится внук малограмотного и бесправного Ермолая, который был крепостным Гаевых. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню», — говорит Лопахин. В приобретении этой усадьбы Лопахиным можно увидеть нечто вроде исторического возмездия: участники многовековой русской драмы меняются местами, потомки крепостников вытесняются с авансцены русской жизни потомками крестьян, «чернью». Гаев с неприязнью относится к Лопахину. Он настойчиво напоминает о грани, существующей между ним и «мужиком», кичится своим происхождением. Его речь, обращенная к столетнему шкафу, вызывает двойственное чувство. С одной стороны, в обстоятельствах надвигающейся катастрофы Гаев с его высокопарным монологом смешон и жалок. С другой стороны, столетняя прочность шкафа — хранителя книг (интеллектуальных, духовных сокровищ) — опровергает и утверждение Лопахина о «никчемности» старых построек, и взгляды новой буржуазии относительно «никчемности» дворянских святынь. Однако сам Гаев книг не читает, и в этом он неотличим от Лопахина, который засыпает над книгой. Гаев беспомощен и ленив, его неустанно опекает старый слуга Фирс. Аристократическая спесь Гаева на поверку оказывается обломовским «неумением жить».  Образ вишневого сада связан в комедии с темой памяти, культурной преемственности. «Связь времен», казалось бы, распалась: теперь никто не помнит способа сушить вишню (что огорчает Фирса), а красота вишневого сада не нужна новым «хозяевам жизни». Верность традиционным ценностям дворянской культуры заставляет Раневскую и Гаева отказаться от единственного способа избежать разорения — вырубить вишневый сад, разбить землю на участки и сдавать в аренду дачникам. Отвергнув предложение Лопахина, брат и сестра отстаивают свое понимание жизни. С вишневым садом для них связаны история рода, их собственная жизнь. В своем выборе они последовательны, отчего их решение приобретает трагический оттенок. Лопахину недоступен мир представлений и переживаний Раневской и Гаева. Он человек другой эпохи, носитель другой культурной памяти: «Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...» Наследие дворянской культуры не передается другому культурному поколению. Буржуазная Россия не обретает прочных корней в национальном бытии, и это грозит неизбежностью будущих потрясений. «Вечный студент», сын аптекаря, Петя Трофимов занимает особое положение в пьесе. Он не принимает ни сторону Лопахина, ни сторону Раневской. Продажа вишневого сада не представляется ему чем-то драматическим. С имением «давно покончено», равнодушно замечает он, а позднее говорит Ане: «Вся Россия наш сад». Трофимов произносит монологи о том, как надо бы жить в этой жизни, амбициозно заявляет, что он «выше любви», отказывается от лопахинских денег. Но часто то, что говорит Петя, почерпнуто из книг, не выстрадано, не проверено жизнью, а потому отмечено некоторым налетом инфантилизма: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Устремленный в будущее и равнодушный к настоящему и прошлому, Трофимов, как и Гаев с Раневской, мало приспособлен к жизни. Он нелепо выглядит, много лет не может окончить курса, не может найти свои калоши. Не случайно Любовь Андреевна, рассердившись на его бестактные замечания, называет Петю «недотепой» и «смешным человеком». Трофимов — будущий революционер. Чехов знал, что этот социальный тип уже появился в русской жизни, однако вопрос о том, принадлежит ли Трофимовым будущее России, остается в пьесе открытым.

Похожие сочинения


Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (Второй вариант)
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (Первый вариант)
Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее россии в пьесе чехова «Вишнёвый сад»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее