Разговор о будущем (анализ сцены из II действия пьесы А П Чехова «Вишневый сад») - сочинение

Творчество А. П. Чехова, одного из величайших писателей XIX века, оказало огромное влияние на всю последующую литературу, в том числе и западную. Это влияние простирается от реформирования драмы до введения в литературный обиход особых приемов психологизма. Тематика произведений Чехова также очень разнообразна — от коротких юмористических рассказов до психологических драм. Однако, независимо от жанра и сюжета произведения, Чехова в первую очередь всегда интересовали внутренний мир человека, его взаимодействие с обществом, его духовная связь с другими людьми.
Одним из самых известных драматургических произведений Чехова является пьеса «Вишневый сад».
В «Вишневом саде» показана историческая смена социальных укладов. Чехов наглядно демонстрирует, что кончается период вишневых садов, уходит элегическая красота усадебного быта, приближаются к своему логическому завершению воспоминания обанкротившихся владельцев о былой жизни. Владельцы вишневого сада нерешительны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них тот же паралич воли, который Чехов усматривал и у прежних своих героев. Но теперь личные черты наполняются историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время. Раневскую сменяет Лопахин, но она ни в чем не винит его, он же испытывает к ней искреннюю и сердечную привязанность. Петя Трофимов, возвещающий наступление новой жизни, произносящий страстные тирады против старой несправедливости, также нежно любит Раневскую и в ночь ее приезда приветствует ее с трогательной и робкой деликатностью: «Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду». Но и эта атмосфера всеобщего расположения ничего изменить не может.
В пьесе Чехова «век шествует путем своим железным». Наступает период Лопахина, вишневый сад трещит под его топором, хотя как личность Лопахин тоньше и человечнее, чем роль, навязанная ему историей. Он не может не радоваться тому, что стал хозяином усадьбы, где его отец был крепостным, и его радость естественна и понятна. В победе Лопахина чувствуется даже некоторая историческая справедливость. Вместе с тем общий колорит жизни, как и в других чеховских пьесах, останется прежним. Лопахиных, в свою очередь, сменят новые люди, и это будет следующий шаг истории, о котором с радостью говорит Трофимов. Сам Трофимов не воплощает будущего, но чувствует его приближение. Каким бы «облезлым барином» и недотепой Трофимов ни казался, душа его «полна неизъяснимых предчувствий». Именно об этом повествует сцена из второго действия пьесы.
В этой сцене Аня и Трофимов остаются одни. Аня растеряна, она не знает, что будет делать, когда вишневый сад, а вместе с ним и всю усадьбу продадут. Петя пытается ее утешить и произносит свой знаменитый монолог о будущем. Он призывает Аню бросить ключи от хозяйства в колодец и быть свободной, как ветер. Он восклицает: «Вся Россия — наш сад». Он пытается обратить внимание Ани на то, как велика и прекрасна земля, сколько на ней есть чудесных мест. Говоря о поколениях, владевших вишневым садом, он указывает на то, что они были крепостники, распоряжавшиеся живыми душами, с каждого листка, с каждого ствола здесь глядят живые существа. Владение живыми душами, по мнению Пети, переродило всех, кто жил раньше. В результате ни Гаев, ни Раневская не замечают, что живут в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых они не пускают дальше передней. Трофимов говорит, что страна отстала по меньшей мере на двести лет, что «у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку». Для того чтобы начать жить настоящим, надо вначале искупить свое прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, «необычайным, непрерывным трудом».



Аня во многом разделяет воззрения Пети, оба они одержимы идеей творческого труда, хотя слабо себе представляют, в чем именно этот труд будет для них обоих заключаться. В этом состоит трагическая двойственность их образов. Чехов показывает, что хотя жизненные трагедии еще далеко не изжиты, общая картина мира уже изменилась. Русская жизнь, казалось бы, застывшая на века в своей фантастической искаженное™, пришла в движение. Итак, в разговоре о будущем из второго действия комедии «Вишневый сад» в концентрированной форме воплотились взгляды Чехова на начавшийся процесс смены исторических эпох. В монологе Пети Трофимова обнаруживается строгая взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, раскрывается сущность поступательного движения страны, говорится о том, что только свободный, творческий и созидательный труд на общее благо может являться залогом грядущего процветания. Творчество Чехова оказало огромное влияние на всю последующую литературу, которая восприняла и впитала его идеи, а также глубокий психологизм, основанный на неразрывной связи человека и окружающего мира.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Разговор о будущем (анализ сцены из II действия пьесы А П Чехова «Вишневый сад»)