👍Сочинение Раневская и ее окружение Вишневый сад
Раневская и ее окружение - сочинение

Раневская — фигура одиозная. Характер этой героини трактовался всегда неоднозначно. Нет ничего удивительного в том, что сам Чехов обычно бывал недоволен театральными постановками «Вишневого сада» и актрисами, игравшими Раневскую.
Чехов никогда не показывает отношения героев в нарочитой наглядности, он лишь намечает их, давая читателю ориентиры для верного понимания. Так и отношения Раневской с окружающими не определяются явным образом, их нужно почувствовать в подтексте, без которого не обходятся чеховские произведения. Ни один герой не может быть понят вне его отношений с окружающими; так и Раневскую логично воспринимать как фигуру, не существующую без сложных взаимодействий с Лопахиным, Варей, парижским любовником, вишневым садом.
Немаловажной чертой Раневской является то, что для нее время стоит на месте, хотя она склонна как раз к тому, чтобы считать время неимоверно быстрым. Она, вздыхающая по своей юности, в душе совсем не повзрослела. Ее наивность и детская щедрость не присущи взрослому человеку. Она, войдя в свою старую детскую, произносит слова, смысл которых не осознан до конца ею самой: «И теперь я как маленькая». Она действительно напоминает ребенка. Во всяком случае она статична в отношении возраста, все окружающие воспринимают ее такой, какой она была и много лет назад. И Лопахин, и Варя, и Аня замечают, что Любовь Андреевна все «такая же», как была. Она пережила смерть мужа, сына, измену любимого, разорение фамильного гнезда; эти события, ожесточили бы любого человека, но оставляют характер Раневской неизменным. Пройдя не через испытания, а скорее, мимо всех тревог и треволнений, она осталась ребенком, о котором нужно заботиться, которого нужно опекать. Не окружай ее любящие родственники (ее невозможно не любить), она раздала бы все до копейки, не смогла бы пропитаться, вернулась бы к любовнику, вытягивавшему из нее последнее, погибла бы.
Раневская, постоянно нуждающаяся в опеке, иногда вспоминает о том, что она мать, то есть человек, обязанный заботиться о своих детях, а не только тискать и целовать их, и начинает хлопотать и суетиться. Эти всплески материнской заботы выборочны. Так, нисколько не заботясь о том, как будет жить семнадцатилетняя Аня, она усиленно хлопочет о судьбе Вари, по ходу пьесы всячески пытаясь сблизить ее с Лопахиным. Но и тут проявляет себя человеком
поверхностным, беззаботным. Удивительно, что женщина с таким богатым жизненным опытом совершенно не замечает, что Варя и Лопахин не пара друг другу. Любовь Андреевна вообще обладает удивительной способностью не видеть реальности и смотреть на мир сквозь розовые очки, никогда их не снимая. Ее забота о замужестве Вари напоминает не опеку любящей матери, а воплощение на практике смутного ощущения, что мать должна устроить судьбу дочери. | Любя дочерей, не делая различий между приемной и родной, она не умеет принести им ни малейшей пользы.
Такая же ситуация и со старым Фирсом. По приезде в имение Раневская плачет, смеется, целует Фирса, называя его не иначе, как «мой старичок». Ее излияния совершенно искренни. Тем не менее в конце пьесы старого слугу запирают в доме. Проявляя заботу о том, чтобы Фирса отправили в больницу, никто (даже лившая слезы при встрече со слугой Раневская) не потрудился проверить | лично, сделано ли это. Все это не от злого умысла и даже не от равнодушия, а от извечной безалаберности. Невозможно представить себе более рассеянного человека, чем Раневская, разве что ее брата, с которым у нее действительно много схожих фамильных черт.
Рассудительность свойственна Гаеву лишь в чуть большей степени, чем сестре. По крайней мере он осознает, что, мягко говоря, непрактично отдавать нищему последний рубль, когда ты сам, по сути, нищий. Любовь Андреевна не понимает даже и этого. Что особенно подчеркивает сходство брата и сестры — это их отношение к вишневому саду. В этом проявилось и благородство их душ, и чисто- ? та помыслов, и верность прошлому, и любовь к прекрасному, и — наравне с прочим — ужасающая оторванность от всего бытового. Эта оторванность стала бы гибельной, если бы за Леонидом Андреевичем не приглядывал всю жизнь Фирс, а за Любовью Андреевной — Аня, которая в бытовом отношении гораздо мудрее своей матери.



Отношение брата и сестры к вишневому саду трогательно и не может не вызвать симпатии и сочувствия. Они буквально утопают в саду и в своих воспоминаниях. Они готовы ежесекундно воспевать его, но не готовы трезво оценить возможность его спасения. Невольно вспоминается их любовь к Ане, которую ласкательно называют «дитюсей», «ангелом», целуют и балуют, но о ее судьбе даже не задумываются. В сюжет пьесы незримо вплетается тема несостоявшейся любви. Раневская вряд ли осознает, что Лопахин — тот человек, который мог бы оберечь ее от всех невзгод и даже спасти для нее вишневый сад. Все, что реально, как будто не существует для Любови Андреевны. Поэтому-то она и любит своего парижского альфонса с весьма сомнительными достоинствами и представить не может, что Лопахин — живой, любящий, артистичный человек. В отношении любви Раневская предстает как бы в двух ипостасях: то она чиста и трепетна, то почти вульгарна, как в разговоре с Петей: «В ваши годы не иметь любовницы!» Невозможно назвать Раневскую святой, невозможно назвать порочной, хотя оба определения просятся на язык. Психология ее, с виду весьма примитивная, на деле сложна и порой загадочна. Образ Раневской мог бы быть трагичен, если бы автор не наделил его столькими комическими чертами, делающими Раневскую иногда смешной, иногда жалкой. Любовь Андреевна рисуется даже в своем горе. Невозможно без усмешки воспринимать ее фразы вроде: «Мой муж умер от шампанского» или «удар прямо в голову» (это о гибели маленького сына!). Единственные моменты, когда Раневская не вызывает ни жалости, ни смеха, — сцены, где она обращается к вишневому саду. При всей своей внешней разбросанности Раневская — удивительно цельный характер. Она придерживается своей линии поведения, которую перенимает и ее окружение (та же Аня неосознанно подражает матери). Будучи слабым человеком, Раневская является сильнейшим драматическим образом.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Раневская и ее окружение