Символический смысл названия поэмы А П Чехова «Вишневый сад» 2 - сочинение

1.	Проблематика времени в литературе начала XX века.
2.	Драма Чехова «Вишневый сад».
3.	«Вся Россия — наш сад».
Конец XIX — начало XX веков знаменательны тем, что практически во всех слоях общества назрела необходимость пересмотра прежних моральных устоев и жизненных принципов, поиска новых ощущений и форм существования. Время душевных метаний и неопределенности, сопровождаемое социально-экономическими сотрясениями, требовала решения наболевших вопросов. В обществе стало очевидным, что прежний уклад жизни требует изменений и реформирования, поэтому деятели культуры создавали свои произведения как призыв, дабы побудить людей ускорить этот процесс.
Одним из таких произведений стала драма А. П. Чехова «Вишневый сад». Название очень символично, поскольку лишь по прочтении пьесы становится ясно, что и почему произошло, как это отобразилось в названии произведения. Если внешне речь идет о старой дворянской усадьбе, и сюжет раскрывается непосредственно там же, то в глубине произведения скрыт совсем иной смысл. Попытаемся разобраться в данной проблеме.
Итак, сюжет пьесы таков: происходит смена владельцев родового имения за долги. Конфликт этого момента может быть рассмотрен с социологической точки зрения в том, что наступает эпоха противостояния людей новой формации — прагматичных, деловых, решительных — и не приспособленных к жизни дворянам, которые просто не представляют, да и не хотят представить себе новой жизни в новом веке. Кульминационным в смысловом отношении моментом является разрушение старого уклада жизни, усадебного родового гнезда. Поэзия цветущего вишневого сада сменяется ритмичным и мерным, подчиненному определенному порядку, стуком топора. Однако такая однозначная трактовка кажется и является по сути слишком сухой и не раскрывает всей глубины замысла А. П. Чехова.
Чтобы правильно истолковать суть произведения, понять его и определить значение символичных элементов, стоит рассмотреть композицию сюжета. Становится сразу ясно, что в произведении нет центрального конфликта, который бы требовал разрешения. Открытого явного столкновения характеров тоже невозможно пронаблюдать, поскольку даже встреча главных героев — Лопахина и Раневской — является долгожданным событием.
Каждый из персонажей представляет тот или иной слой общества тогдашней России. Выражая жизненные позиции своих героев, Чехов описывает еще и противостояние этих позиций, но не борьбу героев. По ходу первого и второго действия создается впечатление, что именно купец Лопахин — основной инициатор действий и именно ему предстоит сыграть судьбоносную роль в жизни остальных участников пьесы. Но надежда какого-то бы то ни было устроения жизни при пассивном поведении бывших хозяев рассеивается, и становится очевидным, что Лопахину отведена роль не покровителя или попечителя дворян, а лишь противостоящей силы консервативному порядку. Он органично вписывается в систему персонажей, являя собой генератор предстоящих перемен.
Таким образом, организация действия, избранная Чеховым, не является типичной и характерной для классической драмы. Поскольку центральное событие — продажа имения — отошло на второй план и стало частным, штатным эпизодом в вечном протекании жизни. Сюжет пьесы сливается с конфликтом и смысловым содержанием. В центре внимания — вечный круговорот жизни, событийность реалий; внешний сюжет — продажа имения, а смысловая нагрузка заключает в себе проблему развития человека в ходе времени. То есть смысловое содержание само по себе является философским.
Словами, пружиной, приводящей в действие механизмы жизни в пьесе, является время. Оно инициатор и катализатор всех происходящих событий.



Временные рамки обозначены периодом с мая по ноябрь. Да и по ходу действия встречается достаточное количество временных указаний; участники событий вспоминают свое прошлое, называют какие-то периоды своей жизни. В настоящем же времени живет только купец Лопахин, ориентируясь на события сегодняшнего дня. Это проявляется в ремарке, в которой он спрашивает, сколько времени, а также когда он упоминает о своих делах и времени, когда они должны совершаться («Мне в пятом часу утра в Харьков ехать»). Для Лопахина время — деньги и поэтому он очень чуток к нему. Он поставлен в определенные рамки. Для дворян-хозяев вишневого сада время — прошлое, которым они живут и в настоящий момент. Тем не менее прошлое — мир свершившихся событий и явлений, а потому это мир воспоминаний, грез. Итак, стало понятным, что время связывает и персонажей. В пьесе представлены прошлое в лице Гаева и Раневской, настоящее — в лице Лопахине и совсем юное поколение, которому еще предстоит выбирать пути развития сво ей жизни — Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов, разночинец, учитель сына Раневской. В пьесе наблюдается и проблема взаимоотношений дворян с бывшими крепостными крестьянами. Отношения к Фирсу придают драме некий трагический оттенок, когда его забывают в заколоченном доме после продажи имения. Такое событие стоит расценивать как авторский упрек всем поколениям, то есть героям пьесы, поскольку это еще и символ равнодушия людей, их разделенности и разобщенности. Многое, да и, скорее, вся последующая жизнь, зависит от того, какие представления о сегодняшних событиях имеет молодежь. Нельзя обойти вниманием жизненную позицию Пети Трофимова. У него своя точка зрения, она свежа и применима для нового времени: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка... не глядят на вас человеческие существа... Владеть живыми душами — ведь это породило вас всех... вы живете в доме на чужой счет...» В итоге хотя в его словах и есть существенная доля правды, то конкретного разрешения проблемы он не дает. Нет человека, который бы действительно стал бы спасителем, хозяином вишневого сада, человека, оберегающего красоту сада и его богатство. «Вся Россия — наш сад», — скажет Петя Трофимов и этой фразой разрешит проблему символики названия пьесы. Сам герой дает нам на тот ответ. На изломе эпох нет четкого представления о жизни, нет никаких посылок к изменениям, а есть лишь разрозненные поколения, каждое из которых живет своими собственными представлениями и жизни. Поэтому драма «Вишневый сад» — размышление Чехова о судьбе России, которой нужны свежие умы в момент, когда ощущение общего неблагополучия витает в воздухе. Однако на смену старому всегда приходит новое, потому и есть надежда...






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Символический смысл названия поэмы А П Чехова «Вишневый сад» 2